Posted 11 марта 2022, 13:59
Published 11 марта 2022, 13:59
Modified 30 ноября, 07:06
Updated 30 ноября, 07:06
Жители частного сектора Красносельского района с Нового года не знают, куда девать мусор. Действовавшая последние годы отлаженная система сбора отходов в первый же день 2022 года прекратила существование, а новая до сих пор не может встать на ноги. Между тем деньги за вывоз отходов с жителей снимают… О том, почему проблему не удается решить и кто должен нести ответственность за сложившуюся ситуацию, в интервью «Росбалту» рассказала муниципальный депутат МО «Горелово» Санкт-Петербурга Юлия Лебедева.
— Проблемы начались сразу после Нового года?
— Да, после 1 января жители частных домов Красносельского района поняли, что заведенный порядок сдачи отходов больше не существует. А последние три года у каждого домовладельца, заключившего договор с прежним перевозчиком, отходы забирались прямо около дома. Стоимость услуги составляла 350 руб. за контейнер. Но с 1 января мусоровозы так и не появились, хотя многие заключили с перевозчиком договор на 2022 год…
— Жителей не предупредили?
— Ни устных или письменных оповещений, ни собраний или сходов не было. Невский экологический оператор (НЭО), по-видимому, не нашел время на частный сектор Петербурга, то есть десятки тысяч горожан были брошены на произвол судьбы.
— Куда же люди девают свой мусор?
— На обочинах дорог вдруг появились какие-то контейнеры. Опять-таки без каких-либо анонсов. И народ потащил туда свои пакеты. А поскольку контейнеры оказались «малокалиберными», то быстро переполнились, образовав завалы. Туда же стали валить отходы водители транзитных автомобилей.
С дорог отходы не вывозились неделю. Словом, мусорные горы появились не только в северной части Северной столицы, но и по периметру Петербурга. Частный сектор — это бывшие, поглощенные городом поселения, новые коттеджные поселки и т. д. Только в Красносельском районе таких домовладений более десятка тысяч.
— Такие события трудно назвать реформой…
— Были нарушены все существующие нормативы. В соответствии с российским законодательством, сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) осуществляется в контейнеры, размещенные на оборудованных контейнерных площадках. Которые, кстати, должны находиться не менее чем в двадцати и не более чем в ста метрах от жилых домов. На площадках должна иметься информация о графике вывоза отходов и телефон перевозчика. Так вот новый перевозчик — а конкурс на подряд в Красносельском районе выиграло АО «Автопарк № 1 «Спецтранс» — все эти нормы проигнорировал.
И не только он. За последние три года, пока все говорили о реформе, никто не задумался о механизме ее реализации в «одноэтажном Петербурге»: где разместятся контейнерные площадки, какой объем отходов будет нарабатываться, где пройдут маршруты мусоровозов…
— Кто это должен был сделать?
— Согласно № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание и содержание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. То есть провести инвентаризацию существующих площадок, отремонтировать вышедшие из строя, построить новые должны были муниципальные образования.
— Которые, как известно, отчаянно бедны…
— Но выделить муниципальному бюджету деньги на эти цели было можно. Проработкой маршрутов мусоровозов по частному сектору должны были озадачиться заказчик конкурсов — НЭО, а также «Спецтранс». Но этого, оформив контракты, почему-то никто не сделал. Наконец, имеется еще одно действующее лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Он контролирует работу НЭО и порядок реализации реформы. Складывается впечатление, что реформы просто никто не ждал. А на нарушения экологического законодательства все вообще закрыли глаза.
— И за такой, с позволения сказать, сервис с граждан взимается плата?
— Формально имеется публичный договор. И как только вы бросили свой пакет в безродный бак, находящийся в полутора километрах от вашего дома, вы совершили конклюдентные действия — и договор вступил в силу. С этого момента оплачивайте счета. Удобно вам или нет, отвечают ли условия сбора санитарным требованиям, вывозят ли ваш мусор из контейнеров или он находится там неделями, все равно платите 320 рублей в месяц.
Получается, «Спецтранс» выигрывает конкурс и тут же нарушает условия контракта. А НЭО (заказчик) и Комитет по природопользованию (контролер) не вмешиваются. Скажу больше, некоторые перевозчики предложили жителям частных домовладений заключить с ними прямые договора на сбор мусора от домовладений, естественно за дополнительную плату. Скажем, 300 руб. за одноразовый вывоз контейнера. То есть это сверх 320 руб. Спецтрансу.
Это прямое беззаконие. Город выбрал единственного оператора. Только с ним жители Санкт-Петербурга имеют право заключить договор и платить ему деньги — больше никому. И самое странное, что эти действия поддерживает Комитет по природопользованию, контролирующий исполнение контракта между НЭО и перевозчиками (письмо Комитета имеется в редакции.) В связи с этим я обратилась в городскую прокуратуру о попустительстве в нарушении законодательства городскими чиновниками. Кроме того, обратилась и в ГИБДД, потребовав освободить от мусора обочины дорог. Сотрудники ведомства выехали по заявленным адресам, зафиксировали факт нарушения создания условий безопасности движения, уже возбуждено дело об административном правонарушении, проводится административное расследование.
— И что ж, люди готовы платить за мусор почти в два раза больше?
— Нет, конечно, жители возмутились. На мой взгляд, организаторы реформы с частным сектором просчитались. И решили свои ошибки отыграть за счет населения. Кинули удочку, так сказать. Но получили отпор и поддержку муниципалитетов.
Прежде всего, мы, муниципальные депутаты, хотим доказать, что услуга по сбору отходов в частном секторе не оказывается. В течение нескольких недель мы делали объезды и актировали факты неоказания услуг частным домовладельцам. Акты отправляли в НЭО, который был обязан через три дня откликнуться. Мы официально приглашали поучаствовать в инспекциях и его представителя. Оператор глух, от него никаких ответов. А ведь НЭО должен подтвердить или опровергнуть предъявленные факты.
— Получается, реформа работает на интересы оператора, но никак не граждан?
— Поскольку муниципалы ближе всего к жителям, именно на нас выливается неудовольствие людей, руководители МО совместно со «Спецтрансом» взялись за обсуждение мест сбора отходов, графика движения мусоровозов, оценку стоимости работ. По сути, муниципалитеты взвалили на свои плечи работу НЭО и Комитета по природопользованию. А ведь при разработке концепции мусорной реформы с муниципалами никто даже не советовался. В этом была главная ошибка ее организаторов.
Но людей уже заставляют платить. В моем обращении в прокуратуру и органы власти я прошу освободить жителей от оплаты за сбор отходов. Если город допустил стратегическую ошибку, то должен взять на себя субсидирование НЭО по частному сектору в переходный период, пока не будут заключены индивидуальные договоры с каждым домовладением и не организован вывоз от каждого дома, как это предусмотрено действующим законодательством РФ. Просчеты должны компенсировать городские власти. Во всяком случае, мы на этом будет настаивать.
Беседовала Лина Зернова