Насколько актуально звучит сегодня фраза «нет времени на раскачку». В ряде отраслей, если честно, впору вспомнить еще одну — «ни шагу назад», так как медлить с импортозамещением в том же авиастроении уже попросту некогда. Это рискует обернуться настоящим параличом для гражданской авиации. Западные санкции прямо сейчас не только не позволяют использовать иностранные суда для авиасообщения, но и могут помешать производству собственных самолетов.
В кабмине ступора не наблюдается: в планах правительства максимально ускорить импортозамещение систем и агрегатов в отечественном авиастроении. Ближайшая задача заключается в обеспечении выпуска «Суперджета-100» отечественными силовыми агрегатами ПД-8, для чего предлагается сократить сроки сертификации данной модели двигателя.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассчитывают выйти на выпуск 40 самолетов «Суперджет-100» в год. Сейчас их оснащают двигателями SaM-146 российско-французской компании PowerJet. Непосредственно иностранной на данный момент является лишь часть агрегата, но отказаться придется от всего двигателя. Провести замену SaM-146 на полностью отечественный ПД-8 планируют за 12-14 месяцев. Пока «Суперджет-100» еще способен летать с российско-французскими моторами, но иностранные коллеги уже отказались обслуживать агрегат.
Облегчение процедуры сертифицирования наверняка станет приметой времени. Правительству необходимо изыскивать возможности как можно сильнее ускорить процессы в промышленности. Снятие ненужных препон, упрощение ряда процедур — все это не просто можно, но и нужно использовать, ведь время сейчас — главный ресурс.
Павел Пряников, журналист