Многие европейские города в последние дни избавились от автомобильных пробок. Причина проста — водители психологически не готовы платить за бензин и дизельное топливо в полтора раза больше, чем в конце 2021 года. Еще недавно самый ходовой «95-й» стоил от $1,2 до $1,6 в пересчете с единой европейской валюты. Цены на нефть, а за ней и на бензин тянулись вверх, но не делали таких гигантских скачков, как цена на газ. После 24 февраля все изменилось — рынки лихорадит. С начала марта они, вдобавок к реакции на события на Украине, опасались еще и возможного прекращения поставок энергоносителей из России. Причина для трейдеров и потребителей была уже не так важна — санкции ли это Евросоюза и Запада в целом или же антисанкции Кремля. Тут главное результат.
И вот 8 марта США объявили о прекращении закупок российской нефти. Великобритания, в свою очередь, — о том, что полностью откажется от российских энергоносителей до конца 2022 года. И даже Евросоюз, в котором Германия и Нидерланды были категорически против введения немедленного эмбарго на закупки нефти, угля и, главное, газа из России, пообещал снизить энергетическую (а значит, и экономическую с политической) зависимость от России на две трети к концу года.
Рынки отреагировали очень нервно и разнонаправленно. Если лишь «на слухах» про эмбарго цена на газ поднималась до фантастических $4000 за тысячу кубометров, то уже 9 марта она упала вдвое — до $2000. Впрочем, на карманах жителей стран ЕС с небольшим и средним достатком эти скачки отражаются несильно. Главное, что в целом цены выросли — это значит, что поднимаются и тарифы.
Больнее всего это бьет по Чехии, Польше и ряду других «новых» стран Евросоюза, где в последние годы из экологических соображений путем дотаций из Брюсселя массово стимулировался перевод отопления с угля (или даже древесины) на газ. Особенно сложно будет поддерживать тепло в частных домах, которых в этих странах абсолютное большинство.
В итоге, даже в чешской столице Праге появились домохозяйства, которые в конце февраля — начале марта начали закупать уголь или дрова для отопления. Это были счастливчики, у которых сохранились старые котлы, работающие на твердом топливе. Остальным, если считать в среднем по Евросоюзу, за коммуналку надо будет теперь выложить на 50-100 процентов больше, чем раньше. Правда, и отопительный сезон почти везде, кроме скандинавских и балтийских государств, а также Исландии, заканчивается раньше, чем в России.
Немного легче пока в странах, где власти уже пустили в ход инструменты госрегулирования. Например, во Франции, известной своими социалистическими традициями, еще в конце прошлого года рост цен был административно ограничен на уровне четырех процентов. Примерно в половине государств ЕС малообеспеченные семьи получают дотации, которые должны покрыть рост расходов на электроэнергию.
Но ведь дороговизна топлива всегда влечет за собой кумулятивный эффект, недаром и в зоне евро, и в странах, вроде Чехии и Польши, которые сохранили свои национальные валюты, уже фиксируется рекордная за долгие годы инфляция. По отдельным категориям продовольственных товаров рост цен уже зимой подобрался к планке в 10 процентов за месяц.
Впрочем, сейчас главное внимание приковано к табло с ценами на АЗС. В той же Чехии ассоциация пассажирских перевозчиков потребовала от властей немедленно принять меры и ввести административные ограничения цен на моторное топливо. В Германии люди пока не протестуют, но уже прямо говорят о своем недовольстве. Еще бы, ведь стоимость бензина бьет рекорды 2012 года. Некоторые политики, например, министр экономики Франции Брюно ле Мэр, высказываются в том духе, что Евросоюз сейчас переживает «идеальный шторм», как во время энергетического кризиса 1973 года, когда арабские страны перестали продавать нефть тем, кто поддержал Израиль в Войне Судного дня.
Тот топливный кризис полувековой давности привел к росту цены на нефть в четыре раза, заметно перекроил многие отрасли экономики и, кстати, стал отправным моментом для «подсаживания» СССР на так называемую «нефтяную иглу».
Теперь же налицо обратный процесс. На фоне российско-украинского конфликта Евросоюз пытается преодолеть энергетическую зависимость от России. В Москве при этом заявляют, что «перекрывать вентиль» никому не собираются. Как заявил, например, экс-премьер Сергей Степашин, из-за заботы о «рядовых европейцах». В такие благодушные аргументы сейчас в Евросоюзе почти никто не верит — там считают, что российские власти просто боятся потерять своего главного покупателя. Со всеми вытекающими из этого последствиями для российского экономики, и без того ослабленной самыми масштабными в истории санкциями.
Однако остается вопрос, выдержат ли европейские потребители новый рост цен на бензин, газ, а значит, и любые другие товары. Недовольство у людей уже вполне ощутимое, причем касается это, в первую очередь, самых зажиточных европейских стран (Германии, Нидерландов, Австрии), которые в прошлом больше других выигрывали от экономического сотрудничества с Россией.
Тем не менее, на фоне продолжающейся военной операции на Украине общественное мнение в ЕС и за его пределами пока скорее склоняется в сторону солидарности с Киевом. Европейские политики при этом говорят, что если у Кремля есть расчет снова надавить на них методами «трубопроводной дипломатии», то про эту схему сейчас лучше просто забыть, так как причинно-следственные связи между ростом цен на энергоносители и внешней политикой России в ЕС отрефлексированы еще по итогам газового кризиса 2021 года.
Недовольство дороговизной топлива у людей в Европе, конечно, будет расти. Но выход здесь теперь будут искать уже не в сохранении торгово-экономических отношений с россиянами, а скорее, в повсеместном введении в ЕС административного регулирования цен на тот же бензин, хотя это, безусловно, ударит по самой европейской экономике, причем как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.