Два дня назад я писал о «вынужденной национализации» — непонятно, как иначе можно обеспечить поддержание занятости на предприятии, которое владельцы хотят закрыть. Более того, даже субсидировать заработную плату на таком предприятии без национализации непросто. Так что варианты, предложенные вице-премьером Белоусовым — либо передать контроль тем акционерам, которые хотят продолжать работу, либо попасть под национализацию, — это естественный ответ с целью поддержания занятости.
А сейчас я думаю, что есть еще отрасли, в которых следует ожидать национализаций или квази-национализаций. Это все, что связано с производством и продажей товаров «первой необходимости», прежде всего еды. Во время острого экономического кризиса, как сейчас, цена еды относительно всего остального возрастает. Это значит, что экономическая власть производителей возрастает дополнительно — у них еще больше стимулов извлекать дополнительную прибыль, завышая цены или, если цены регулируются, занижая объемы.
Бороться с этим очень трудно — например, в СССР в последние годы уже не удавалось. 10-15 лет назад, еще до всяких санкций, с такой же проблемой столкнулась Венесуэла. Чтобы сдерживать рост цен на продовольствие, нужно национализировать производителей, сети и, в конечном счете, магазины. Там это усилило кризис и падение уровня жизни, но правительства — сначала Чавеса, а потом Мадуро — устояли.
Так что я по-прежнему ожидаю национализаций, возможно, пока временных, в тех отраслях, где заграничные бренды останавливают производство. Но также и во всем, что связано с производством и дистрибуцией продовольствия.
Константин Сонин, экономист