Роскосмос поставил ультиматум компании OneWeb, и вряд ли она его выполнит. Это значит, что 36 спутников компании останутся на Байконуре на неопределенное время, а следующие пять запусков с Байконура по программе OneWeb не произойдут. Для компании это означает невыполнение сроков выведения всей группировки — для трети всех спутников придется искать новую ракету, а это еще год-два. О чем пока не сказали, но это очевидное продолжение — скорее всего будут прекращены поставки российских калининградских плазменных двигателей СПД-50 для спутников OneWeb, а это значит, что конструкцию аппаратов придется менять, и это тоже время и деньги.
Из коммерческого космоса осталась одна единственная ракета с корейским спутником CAS500.
Роскосмос объявил о заморозке поставок двигателей РД-181 для NASA. Эти двигатели применяются в ракете Antares для запуска грузового космического корабля Cygnus. Это не единственный американский грузовик для МКС, зато это корабль, который NASA хотела использовать для изменения орбиты станции, что раньше делали российские корабли. У NASA есть запас на пару штук Antares, но сами ракеты делают в Днепропетровске, и сейчас производство невозможно. Т.е. Роскосмос заморозил поставки двигателей для ракет, которых нет.
Ситуация с OneWeb и РД-181 практически хоронит российскую международную космическую кооперацию. Теперь ни один здравомыслящий заказчик не закажет у Роскосмоса ни комплектующих, ни ракет. Риски слишком высокие.
Ну ладно коммерция, страховка все покроет, но РД-181 — это первый случай, когда санкционная война между Россией и США коснулась Международной космической станции. Ранее что NASA, что Роскосмос в своем противостоянии обходили совместное детище стороной и декларировали готовность продолжать сотрудничество. И сейчас прозвенел первый звоночек, размером с Царь-колокол.
Виталий Егоров, блогер, популяризатор космонавтики