Ночь на 3 марта пришлось провести в бомбоубежище, в роли которого выступает подземный паркинг соседнего дома. Его постепенно обживают: притащили обогреватели, стулья, воду, спальные мешки (у кого были), организовали дежурства. Самих людей, впрочем, становится меньше: некоторые все же решились уехать.
Если в первые дни было по 3-5 воздушных тревог за сутки, то теперь их никто уже даже не считает — идут практически подряд. Местные собаки в большинстве своем привыкли к вою сирен и грохоту разрывов и не устраивают массовых истерик при авианалетах, как было в первые дни.
В городе работает все: электричество, водоснабжение, связь, система медицинской помощи, интернет, радио, почта, банковские карты, вывозится мусор. Телеканалов стало меньше — в том смысле, что информационное вещание консолидировали, так что три-четыре группы каналов показывают одинаковую картинку.
Общественный транспорт — работает местами, да и особой потребности в нем сейчас нет. Магазин возле нашего дома тоже работает, хотя и по «рваному» графику. Тем более что развоз продуктов из-за комендантского часа возможен только днем, так что когда прибывает машина, обслуживание прерывается.
Работают и аптеки, пусть далеко не все. Дефицита продуктов и лекарств в городе нет, коммунальные службы «пашут» в режиме военного времени. Три дня назад в нашем доме прорвало трубу на первом этаже, пропала вода. Очень быстро прилетела бригада ремонтников (причем, похоже, удвоенное их число), и за пару часов все починили. В мирной жизни пришлось бы ждать пару дней.
Сам Киев за эту неделю подготовился к обороне. Улицы перегорожены бетонными блоками, огневые точки оборудованы в самых «интересных» местах. Часть тех, кто записался в территориальную оборону, пока отпустили по домам — вооруженных людей в городе и так с избытком.
Разрушений в городе мало — несколько жилых домов повреждены в спальных районах, пара зданий возле телевышки (есть пятеро погибших). Прошедшей ночью прилетело по Южному железнодорожному вокзалу. Все эти дни там продолжается эвакуация женщин и детей из города. «Снаряд ударил вблизи гостиницы Ibis, здание вокзала устояло и получило незначительные повреждения. Информация о пострадавших уточняется. Движение поездов продолжается», — заверили железнодорожники.
Активно работает ПВО (это очень хорошо слышно в городе). Последние пару дней в телеграм-каналах дается много советов и инструкций о том, как себя вести, оказавшись под завалами дома.
Зато, высказывается мнение, что много разрушений в городах-спутниках Киева — Ирпене, Буче, Бородянке, Василькове, Гостомеле.
По данным ООН, количество украинских беженцев уже достигло миллиона человек. В европейские больницы переправляют тяжелых больных из Украины, чтобы обеспечить им достойный уход (это трудно сделать в военное время). Одновременно идет и другой поток — иностранных добровольцев. В полку «Азов» (сформирован на базе добровольческого батальона, запрещенного в России за экстремизм, в отношении его бойцов в РФ возбуждены уголовные дела — «Росбалт»), в частности, уже сформировано самостоятельное белорусское подразделение. Впрочем, официальных данных относительно количества иностранных добровольцев, прибывших на Украину, пока нет.
Пока писался этот текст — три раза выли сирены воздушной тревоги. Но мы с коллегой решили не спускаться в убежище, ушли только жена с ребенком. В какой-то момент начинаешь ощущать апатию, а потом — привыкание.
Кирилл Карасев, Киев