Авторынку грозит если не коллапс, то глубокий кризис

3 марта 2022, 23:21
Из России уходят мировые автогиганты, дилеры распродают остатки партий по бешеным ценам, а стоимость на их сайтах практически не имеет отношения к реальной.

Мировые автогиганты присоединяются к западным санкциям, среди них: Volvo, Volkswagen, Audi, Skoda, Jaguar Land Rover, BMW, Mazda. Россия же, как известно, целиком собственных машин не производит — в них достаточно иностранных комплектующих. И вот уже «АвтоВАЗ» сообщает о приостановке производства из-за недостатка компонентов. Тем временем в автосалонах творится настоящая вакханалия. Дилеры безбожно задирают цены, и не только за иномарки. За RAY SW Cross в максимальной комплектации на механике просят в разных городах от 1,5 до 2 млн. рублей. А «УАЗ-Патриот» шокировал тюменцев ценником почти в 3,5 млн рублей.

«Безусловно, будет рост цен на автомобили — с одновременным ростом дефицита, учитывая, что многие автоконцерны сейчас прекращают или приостанавливают взаимодействие с российским рынком, — заметил корреспонденту „Росбалта“ председатель Движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин. — Осложнится ситуация с техобслуживанием, поставкой запчастей и агрегатов. Плюс к этому — обеднение людей, спрос тоже будет падать. Если это не назвать коллапсом, то, во всяком случае, это глубочайший кризис. Выход из него может быть только путем нормализации всех экономических отношений, которые существовали до сих пор».

Как уточнил эксперт, «все это упало на непростую и без того ситуацию на автомобильном рынке», где данные явления и так уже присутствовали. Сейчас они просто катализировались.

«Отчасти для того, чтобы каким-то образом спасти деньги, люди и теперь будут покупать машины — те, у кого эти деньги есть, — предположил Похмелкин. — Но это будет все сложнее и сложнее. Все эти меры, принимаемые правительством, не помогут. Мы устойчиво завязаны на иномарки, наш отечественный автопром сам по себе выжить в сегодняшних условиях не может без сотрудничества с другими. Даже в Lada очень много импортных частей и технологий. Может быть, Южная Корея не прекратит поставок — у них такие потуги есть. И, понятное дело, Китай. Но это небольшая часть рынка, все равно. И цены они поднимут, никто щадить потребителя не будут. Хотя, естественно, что цены будут регулироваться и спросом. Сбывается мечта многих чиновников, которые хотели пересадить людей на общественный транспорт».

С коллегой согласен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «Непонятно, что будет, если Renault откажется поставлять кое-какие запчасти для сборки, — заметил он. — Могут быть проблемы с „АвтоВАЗом“. Ну, а Mercedes и BMW свою позицию озвучили. И курс рубля, мягко скажем, нестабилен».

«Южная Корея сейчас бьется, чтобы ей дали зеленый коридор на поставку нам невоенных товаров, — отметил Канаев. — Но больше всех, я думаю, выиграет Китай. У него все производства локализованы, Китай ни от кого не зависит по производству автомобилей. Так что, скорее всего, у нас будут китайские машины. Насколько это приведет к подорожанию всего рынка, сказать сложно. Нужно понимать, где остановится рубль. То, что подорожают западные машины на вторичном рынке — это однозначно. Но не исключено, что российский потребитель и сам будет готов пересесть на китайские авто, потому что, если помните, BMW даже отказал в поставке запчастей. От остальных — будем ждать вестей. По Toyota многое будет зависеть от геополитической обстановки: у нее много заводов в КНР. Но китайцам только на руку, когда они заполняют рынок. Пока они демпингуют — а теперь у них уже будет и прибыль на российском рынке. В ближайшие полгода, меньше, чем на 25%, китайские машины не подорожают, как и наши».

Руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков обратил внимание еще на две возможности для отечественного автолюбителя — это вторичный рынок машин, а также параллельный импорт. Первое было всегда, второе выходит на повестку дня в нынешних невеселых обстоятельствах.

«Если те страны, для которых экономика важнее политики, все-таки будут сопротивляться американскому давлению и сохранят торговые связи в этой части, то рынок наш изменится не столь радикально, — заметил Лысаков — Но если большинство действительно захочет перекрыть нашему рынку кислород, спрос вырастет, конечно, на секонд-хэнд».

Особые же надежды эксперт возлагает на параллельный импорт. Так принято называть деятельность частных торговых компаний, которые легально закупают товар у производителя (или даже еще где-то его перекупают), а потом продают туда, куда официальный ввоз этого товара по каким-то причинам затруднен. По причинам военно-политическим, как сейчас, например.

«Это импорт оригинального товара — подчеркнул Лысаков. — Это реакция рынка на дискриминацию. Параллельные импортеры могут привезти на законных основаниях все, вплоть до техники двойного назначения. У нас параллельный импорт все время притеснялся и критиковался представителями компаний. А ведь независимые компании привозят запчасти через ОАЭ и продают на 30-50% дешевле, чем у «официалов».

Виктор Похмелкин и Сергей Канаев согласны, что параллельный импорт, несомненно, будет развиваться: при таких санкциях иначе невозможно. Все же Похмелкин заметил, что и параллельные импортеры — это нормальные легальные фирмы, у которых тоже есть репутация, и они могут не захотеть ей жертвовать. Но главная проблема, как подчеркнул эксперт — это все же не рынки и поставщики, а обеднение россиян. По мнению Канаева, параллельный импорт важен, прежде всего, на предмет запчастей. Будут завозиться и машины — но, разумеется, по повышенным ценам.

Леонид Смирнов

#Экономика и бизнес #Главное #Всегда актуально #Виктор Похмелкин #Бизнес #Вячеслав Лысаков #Сергей Канаев #Москва
Подпишитесь