России не удастся компенсировать негативный эффект западных санкций за счет расширения сотрудничества с Китаем, полагает главный экономист управляющей компании HQ Trust Майкл Хейзе.
В своей статье для немецкого издания Handelsblatt он отмечает, что для мировой экономики военная операция России на Украине также повлечет негативные последствия и обернется ростом инфляции, равно как и создаст экономические риски. Что же касается их воздействия на экономику России, то она «будет ослаблена, но не рухнет», полагает экономист. «Благодаря высоким ценам на энергоносители российская экономика находится в лучшем состоянии, чем во время присоединения Крыма в 2014 году», — пишет Хейзе.
В то же время он обращает внимание на долгосрочный эффект антироссийских санкций, которые, по его мнению, «значительно отбросят российскую экономику назад в ее развитии и модернизации». «Хотя расширение сотрудничества Москвы с Пекином позволит компенсировать некоторые потери, например в сфере обмена технологиями, Россия занимает слабую переговорную позицию по отношению к Китаю. С другой стороны, у Пекина появится возможность получать дополнительные объемы энергоносителей и сырья из России, причем по выгодным ценам из-за конфликта между Востоком и Западом», — утверждает экономист.
В итоге Китай, по его мнению, сможет усилить свое влияние на Россию и повысить значимость юаня как резервной валюты. «Пекин — один из победителей кризиса. А для западного мира (военная операция на Украине) означает рост инфляции и экономических рисков. Особенно негативные последствия почувствуют те европейские страны, которые, как Германия, сильно зависят от поставок российских энергоносителей», — указывает Хейзе.
В целом же он считает, что в долгосрочной перспективе западные страны будут меньше зависеть от импорта энергоносителей из России, которой придется искать новые рынки сбыта, например в Азии. Хейзе считает, что из-за «очередных ядерных угроз» Запад начнет массово перевооружаться, что вынудит Россию также увеличить свои расходы на оборону, а не направлять их на развитие экономики и общества. «Все это вызывает глубокое сожаление», — заключает Хейзе.