Правительство Японии все больше ужесточает позицию в отношении Южных Курил и диалога с Россией вообще. Напомним, что в воскресенье премьер-министр Фумио Кисида сказал, что на данном этапе не видит перспектив на переговорах с Москвой об островах и заключении мирного договора.
И вот сегодня в ходе дебатов в бюджетной комиссии верхней палаты парламента директор Департамента Европы японского МИД Хидэки Уяма открыто произнес термин «оккупация» применительно к Южным Курилам, хотя государственные чины в Токио избегали его все последние годы, чтобы не вызывать неудовольствия у российской стороны. Но ситуация изменилась.
«Северные территории, — сказал дипломат, — оккупированы, и мы считаем, что это противоречит международному праву — как и идущее сейчас нападение российской армии на Украину».
Таким образом, уже почти возрожден чеканный термин времен «холодной войны» — «незаконная оккупация наших исконных территорий». Про исконные территории, правда, пока еще не говорят, но, похоже, скоро скажут.
Ясно, что к таким переменам в Токио шли давно на фоне наконец-то осознанного факта — полного отсутствия шансов для взаимоприемлемого компромисса по островам. Но японские деятели все же никак не решались на резкие шаги, чтобы не обострить отношения с соседом. И отсылка к Украине в заявлении директора Департамента МИД во многом объясняет, почему именно сейчас был произведен нынешний поворот. Украина в эти дни — главная тема политических передач японского телевидения, в японских городах идут акции в поддержку Украины, а в правящей партии требуют пересмотра отношений с Москвой.
Беспрецедентные санкции США и их союзников в отношении России стали еще одним фактором, которые облегчают Токио возможность совершить поворот и в терминологии в отношении Южных Курил, и в подходе к переговорам о мирном договоре.
Опубликованные сегодня газетой «Никкэй» данные общенационального опроса показывают, что 61 процент японцев выступает за усиление санкций против РФ в сотрудничестве с США и ЕС. Во время событий 2014 года с Крымом и Донбассом сторонников таких мер было лишь порядка 30 процентов. Это во многом объяснялось существовавшими тогда надеждами на кардинальный поворот по Южным Курилам, которые в те годы активно подогревал ныне уже бывший премьер-министр Синдзо Абэ.
Василий Головнин, журналист