Война на Украине продолжается по всем направлениям, однако наиболее радикальных мер экономического характера, обещанных Западом в случае начала широкомасштабных военных действий со стороны России, пока не наблюдается. Персональные санкции в отношении нескольких сотен российских депутатов и чиновников, а также нескольких крупных банков, таких как Сбер и ВТБ, конечно же, затруднят им жизнь, но к коллапсу не приведут. Что касается отключения России от SWIFT (международной системы банковских платежей), то это решение продолжают блокировать несколько европейских стран.
В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос, какой может быть реакция Запада на войну на Украине в ближайшее время. Они сходятся во мнении, что многое будет зависеть от стойкости Украины и продолжительности ее сопротивления.
«Запад сегодня держит некоторые санкции в отношении России, что называется, в кармане. В зависимости от того, как будут идти дела на Украине, он будет их оттуда доставать. Решающую роль здесь будет играть способность Украины оказывать военное сопротивление.
Информационную войну Россия уже проиграла и имидж президента Владимира Путина на Западе отвратительный. Чем дольше будет идти война, тем больше будет добавляться санкций Запада. Так что я думаю, что это только начало. Да, собственно, президент США Джо Баден уже сказал, что у него в запасе есть еще разные меры ограничительного характера».
«Многое будет зависеть от того, как будут развиваться события на Украине. Уже сейчас очевидно, что захватить ее с наскоку не получилось, и мы видим, что российское руководство стало вести себя по-другому — чего стоит предложение украинским военным совершить госпереворот. Видимо, в Кремле ожидали, что украинские военные будут массово сдаваться, а население будет встречать армию РФ цветами, но ничего такого не получилось.
Позиции отдельных стран НАТО пока не очень ясны. Больше того, некоторые меры, которые собирается применить сегодня Запад в отношении России, скорее вредны, чем полезны. Например, исключение РФ из Совета Европы может означать недоступность для простых россиян Европейского суда по правам человека. Кроме того, это означало бы и возможность отмены моратория на смертную казнь в России.
Отключение России от SWIFT по мере развития событий на Украине также возможно. Это создаст трудности для российской банковской системы, но само по себе не смертельно для нее».
«Запад не хочет нанести санкциями в отношении России вред самому себе. Понятно, что если сейчас отключить SWIFT, то очень серьезно зависнет ситуация с оплатой российских энергоносителей. С другой стороны, Запад оставляет за собой некоторую свободу маневра в случае дальнейшего обострения ситуации на Украине. Если, допустим, в Киеве продолжат происходить кровавые столкновения и разрушения зданий, то ограничение на отключение SWIFT, которое пока действует, будет снято.
Дальнейшая реакция Запада на события на Украине будет определяться тем, каким образом там будет развиваться военная операция России. Если она приобретет гораздо большие масштабы, чем сейчас, то санкции также будут радикализироваться».
Александр Желенин