Санкции против России, которые вводятся западными странами из-за проводимой с 24 февраля военной операции РФ на Украине, могут достаточно негативно отразиться на российской экономике, и, прежде всего, пострадают высокотехнологичные отрасли. Об этом в беседе с агентством ПРАЙМ заявил доцент Института мировой экономики и права РУДН Владимир Григорьев.
По его словам, деиндустриализация современной России, проходившая в «лихие 90-е» и в начале 2000-х годов, привела к очень сильной зависимости от импорта. Достаточно напомнить про Super Jet, российский самолет, который Россия не может поставлять в Иран, потому что на нем установлено американское оборудование, аналогов которого РФ не производит. Поэтому в этой области санкции могут быть очень болезненными, указал эксперт.
«Санкции могут затронуть нефтегазовую сферу. Конечно, Западная Европа зависит от российских энергоносителей, но есть неприятный факт: США наращивают экспорт газа в Европу. Конечно, вряд ли они полностью заменят российский газ, но снизить зависимость от него — смогут. И, следовательно, добиться падения доходов России от экспорта энергоносителей», — считает Григорьев.
Впервые, по его мнению, санкции могут серьезно ударить по российскому финансовому сектору. Возможное отключение от международной системы межбанковских транзакций SWIFT сейчас близко к реальности, как никогда. Кроме SWIFT есть Visa и MasterCard — платежные системы, картами которых пользуются десятки миллионов россиян. В России они, конечно, будут работать, но за её пределами их могут просто отключить. Это будет довольно болезненно.
«Санкции против российского госдолга будут расширены — к США присоединится Европа. Нерезиденты в принципе резко сократят свое присутствие на российском фондовом рынке. Это отразится не только на госдолге, но и на рынке акций. Капитализация российских компаний снизится», — полагает эксперт.
На его взгляд, сегодня Россия лучше готова к жестким санкциям, чем в 2014 году, но перенести их будет непросто. В банковском секторе, например, если отключение от SWIFT станет реальностью, придется создавать новую модель расчетов и платежей, скорее всего, через китайские банки. Это будет менее удобно, чем сейчас и, конечно, дороже.
«Пожалуй, эти особенности — сложность и возросшая стоимость всего — станут основными последствиями новых санкций», — убежден Григорьев.