Президент США Джо Байден накануне осудил военную операцию России на Украине и объявил о новом пакете санкций. Среди них — экспортный контроль, который коснется полупроводников, компьютеров, лазеров и сенсоров. Под санкциями также оказались ВЭБ, банки Группы ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка, Промсвязьбанка, Открытия.
Что будет делать российская ИТ-отрасль без импортных комплектующих? Как сильно взлетят цены на технику? Что будет с ApplePay и GooglePay, и не исчезнут ли банковские приложения? На эти и другие вопросы корреспонденту «Росбалта» ответили IT-специалисты и экономисты.
«Запрет на поставку в Россию авиазапчастей и микроэлектроники — это первые по-настоящему серьезные ограничения. Не зря у Дмитрия Рогозина в Twitter случилась настоящая истерика: «Вы хотите, чтобы мы МКС вам на голову уронили?» Эти ограничения затрагивают аэрокосмонавтику напрямую.
И непонятно теперь, что будет с полупроводниками, матрицами — это основа всей электроники. У нас экраны в каждом смартфоне, телевизоре. Дома стоят чайники с Wi-Fi, «умные» духовки гриль. ЕС на то, чтобы развернуть на своей территории производство микрочипов, развернул программу на 43 млрд евро — чтобы не зависеть от поставок из Азии. Все помнят кризис в микроэлектронике во время пандемии ковида, когда оказалось, что весь мир зависит от полупроводников из Тайваня. Мы же теперь, боюсь, буквально скатываемся в каменный век».
«Абсолютно точно ясно, что ЦБ будет поддерживать крупные банки, и их вкладам, даже валютным, в обозримой перспективе ничего не угрожает — резервов достаточно. Система даже более или менее подготовлена к отключению SWIFT. Скорее всего, будут именно локальные проблемы: например, банковские приложения будут работать с перебоями, не пройдут какие-то платежи, в банкоматах закончатся наличные. Но поводов для паники нет.
Аналитики допускают, что ЦБ может поднять ключевую ставку до 15–17% — но в 2015 году мы с такой уже жили, и мы помним это время. Это приведет к повышению стоимости кредитов, особенно, краткосрочных. Но судя по тому, как работают банки, часть удара они возьмут на себя и будут снижать свою маржу, чтобы не терять клиентскую базу. Видимо, ЦБ им в этом поможет. Неприятно, но мы подобное проходили.
Также очевидно, что какое-то количество банков из первой сотни скоро исчезнет — но российская банковская система и так теряла большое количество банков каждый год, это было частью политики ЦБ. Но пока агентство страхования вкладов работает, это не очень критичная история. И это не значит, что нужно принимать быстрые эмоциональные решения.
Так, быстрые телодвижения в духе «возьму кредит, куплю на него доллары и посмотрю, что получится», закончатся плохо. Потому что курс из-за валютных интервенций ЦБ в любой момент может снизиться, спреды между покупкой и продажей высокие — проще потерять, чем приобрести. Если хочется обналичить сбережения — это не должны быть деньги, которые тут же собираешься потратить. Вообще с учетом того, что наша банковская система в принципе устойчива, и российские власти даже симулировали ситуацию с отключением SWIFT, а также есть какой-то суверенный интернет — работать худо-бедно все будет. Хотя для подстраховки снять какую-то сумму на случай локальных сбоев можно.
Что касается роста цен на технику: с учетом того, что ЦБ будет стараться держать курс рубля в коридоре 80-85 за доллар, подорожание в виде 30% в некоторых сетях выглядит излишним. Но на панике всегда кто-то зарабатывает, а кто-то теряет. Хотя проблема с дефицитом действительно может возникнуть. Не исключено, что в Россию прекратятся поставки Apple, а имеющуюся технику перестанут обновлять. Могут быть отключения от iCloud, Appstore и других сервисов. И тогда айфоны превратятся в тыквы. Сейчас лучше покупать не айфоны, а «бабушкафоны». И прямо сейчас техникой закупаться уже поздно».
«Санкции в первую очередь ударят по отраслям, в которых не было выполнено в полной мере импортозамещение или применяется оборудование от вендоров из стран, которые вводят данные санкции. Основным ударом будет не столько прекращение поставок — оборудование-то давно закуплено, сколько отказ в технической поддержке и обслуживании.
Цены на бытовую технику взлетят пропорционально затратам и жадности ритейл-сетей. Безусловно они будут увеличиваться, но то, что сделал DNS, взвинтив цены на 30% — абсолютно неоправдано и, на мой взгляд, должно быть расследовано со стороны государства на предмет недобросовестного поведения на рынке. Еще даже не был озвучен полный пакет санкций, а сеть уже бросилась переделывать ценники. Ритейл-сетям бытовой техники, если они хотят заработать народное признание и любовь клиентов, следует меньше всего думать о сиюминутной прибыли.
Потребителям же следует покупать только ту технику, которая им необходима в данный момент или требует срочной замены. Покупать по 3-4 айфона в надежде перепродать их, на мой взгляд, очень спорное решение. Техника как таковая с рынка не исчезнет, потому как Китай все еще является нашим торговым партнером, а как известно 99,9% всей техники производится именно там».
«Многие российские банки попали под санкции, но для граждан ничего фатального нет — пока не идет речь об отключении от SWIFT. Однако полагаю, что если нет варианта частичного отключения, на полномасштабную меру европейцы не пойдут, даже несмотря на давление со стороны американцев. Ведь им нужно как-то вести расчеты за нефть, газ, металл. Думаю, они не решатся на это.
Отдельные вопросы вызывает возможное отключение ряда банков от систем Visa и MasterCard, но большое количество граждан уже перешли на МИР — госслужащие, бюджетники. Даже если будет запрет на европейские и американские платежные системы обслуживания, коллапса не будет. Другое дело, что расплачиваться за рубежом станет сложнее. Но такого рода отключения тоже маловероятны — пока санкции не распространяются на зарубежные платежные системы. А если их и введут, то не в отношении всех банков — и можно будет лавировать.
Что касается ажиотажа вокруг налички, в период кризисов люди всегда паникуют и вспоминают про соль и спички. Россияне также помнят 1998 год, когда долларовые вклады в банках предлагали выдать по старому курсу. Сейчас мы видим очереди к банкоматам — но люди просто не очень понимают, с чем связаны санкции. В ЦБ есть долларовые резервы, в том числе в наличной форме, и в случае если спрос на валюту возрастет, его смогут удовлетворить».
«Как заявил ЦБ, банковские карты группы ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка, Промсвязьбанка, «Открытия» не будут работать с сервисами ApplePay, GooglePay. Это связано, скорее всего, с тем, что Apple и Google удаляют приложения банков, и потому отказывают внутренние идентификаторы банков в данных сервисах, из-за чего отваливается весь остальной функционал. Большого смысла это, конечно не имеет — люди лишь еще больше озлобятся по отношению к США, потому как не смогут использовать в полной мере привычные им способы оплаты товаров и услуг.
Что касается Ростелекома, Роскосмоса — там в той или иной мере реализуется стратегия импортозамещения. Однако проблемы теперь возникнут с технической поддержкой, обновлениями или модернизацией оборудования. То есть техника, которая есть, работать будет, но разработчики могут перестать поддерживать ее обновлениями. Придется переориентироваться на телекоммуникационное оборудование других производителей, например, китайских вендоров.
Наши процессоры «Эльбрус» с Intel, конечно, не сравнить, но это вопрос времени. Возможно, данная ситуация даст толчок к росту российской микроэлектроники.
Что касается ситуации с полупроводниками, есть недопонимание, что имел в виду Вашингтон. Не думаю, что печать микросхем по заказу российской промышленности будет запрещена. так как 84% полупроводников производит компания TMSC. Из-за этого же случился мировой кризис полупроводников в пандемию — мощностей по их производству в других странах очень мало и TSMC, по сути, монополист.
Apple, к примеру, принадлежит интеллектуальная собственность на чипы в телефонах, но производит их в тайваньская TMSC. Тайвань тоже присоединился к санкциям против России, однако, пока непонятно, в чем данные санкции будут заключаться. Корпорация TSMC заявила, что будет соблюдать правила экспортного контроля в РФ.
Сейчас, если российской компании нужны полупроводники, они делают заказ на партию TMSC, и те их печатают. Пока запретов на это нет — санкции предполагают, что запрет коснется продажи готовой продукции компаний США для других компаний определенных секторов РФ. Полагаю, что данный запрет не коснется потребительской электроники».
«Эти санкции не фатальны. Ограничения на поставки этой продукции были и безотносительно политических обстоятельств. Кроме того, в том или ином виде они есть и на международном рынке, так как обусловлены конкуренцией между компаниями и странами. К слову, в этих условиях развитие производства в России все эти годы продолжалось и опыт работы у нашей отрасли есть.
Однако еще только предстоит оценить, по каким направлениям будет наблюдаться дефицит критически важных составляющих. Запрет на высокотехнологичный экспорт из Великобритании это одно, из Тайваня — совсем другое. Прямой хай-тек экспорт из Великобритании навскидку ограничивается компанией ARM, которая продает лицензии на выпуск своих процессоров. А вот заявления TMSC о планах присоединиться к санкциям — более серьезная мера. Потому что это глобальный лидер, и такие заявления надо рассматривать серьезнее. Имеет смысл посмотреть на более тесное сотрудничество с Китаем по совместным работам для замены подобной продукции: у китайских партнеров те же проблемы».
Анжела Новосельцева