Posted 25 февраля 2022, 16:51

Published 25 февраля 2022, 16:51

Modified 1 февраля, 17:27

Updated 1 февраля, 17:27

Авиаэксперт Лукашевич: Безопасность гражданских авиаперевозок в России теперь под угрозой

25 февраля 2022, 16:51
Запрет на поставки запчастей по-настоящему критичен.

Санкции ЕС, затрагивающие поставки запчастей для воздушных судов в Россию — первые по-настоящему серьезные меры, которые ударят по авиаперевозкам. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказал независимый авиаэксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.

«Запрет на поставки запчастей по-настоящему критичен. У нас пока лишь несколько своих „суперджетов“, которые больше стоят, чем летают. И нужно учитывать, что Superjet — это самолет только для региональных авиалиний. А если мы говорим о самолетах средней и дальней магистрали, своих у нас по большому счету нет», — отметил авиаэксперт.

По его словам, среди среднемагистральных самолетов в России есть европейские Airbus А320 и А319 — их и коснутся санкции ЕС. Также есть американские Boeing 737. Среди дальнемагистральных — Airbus А330 и А340, Boeing 747 и 777. Есть также отечественный среднемагистральный МС-21, но он только получил общий сертификат летной годности.

«Он пока сертифицирован еще не с нашим композиционным крылом и с американским двигателем. А наш двигатель ПД-14 еще не сертифицирован. И серийное производство самолетов еще не налажено», — отметил авиаэксперт.

Эксперт подчеркнул: одно дело — просто летать на старых самолетах и не иметь возможности приобрести новое. Другое — когда неоткуда взять запчасти.

«Так, если у силовой конструкции планера ресурс — 30-40 тыс. часов или 20-30 тыс. взлетов, у двигателей куда меньше — и то, при условии нормального предполетного и межполетного техобслуживания. Различные части двигателя, например, имеют ресурс в 500-1000 часов», — объяснил эксперт.

В авиации же все предписания соблюдать нужно жестко: запчасти менять согласно графику, использовать, к примеру, строго определенную жидкость для гидросистемы, строго определенное масло и т. д.

«Есть, конечно, вариант с китайскими контрафактными деталями, но у них срок годности сильно меньше. И если их использовать, о безопасности полетов можно забыть — или же Росавиация должна взять на себя ответственность за то, что самолеты летают на честном слове, брать на себя ответственность за будущую аварийность», — подчеркнул эксперт, добавив, что теперь гражданские перевозки в стране под вопросом. В ближайшие месяцы у авиакомпаний могут возникнуть проблемы с запчастями.

«Вскоре начнется „авиаканнибализм“. Пример: в наличии 10 „суперджетов“, а летает 8, так как два используют на запчасти. При этом расходы такие же, как на все 10 самолетов. А прибыль приносят только летающие самолеты — на земле от них лишь убытки. О том, что будет дальше, остается лишь догадываться. Как добраться из Новосибирска в Москву? Поездом?» — задается вопросом эксперт.

Напомним, ранее стало известно, что из-за российской военной операции в Украине ЕС введет запрет на продажу всех самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям.

Подпишитесь