«Страна деградирует. Мы отстаем от цивилизованного мира все больше»

22 февраля 2022, 21:56
Признание ЛНР-ДНР экономически ударит по подавляющему числу граждан РФ, уверен политик Михаил Касьянов.

Бывший премьер-министр России, лидер «Партии народной свободы» Михаил Касьянов считает, что даже в случае начала большой войны с Украиной Запад не откажется от покупки российских газа и нефти. Полностью беседу с Михаилом Касьяновым можно послушать в подкасте «Росбалта» «Включите звук».

— 21 февраля состоялось историческое заседание Совета безопасности РФ. Наблюдатели утверждают, что не все его участники были сторонниками идеи признания ЛНР-ДНР. Вы некоторых действующих лиц знаете лично. Среди них действительно могут быть те, кто в душе против?

— 21 февраля, всем понятно, было постановочное мероприятие. Это даже не заседание Совета безопасности, поскольку по его завершении объявляется решение, которое принимается. Вчера даже сам Путин сказал, что это было не заседание Совбеза, а совещание. Поскольку оно было публичным, то это стало демонстрацией лояльности президенту. Путин заставил всех публично, на весь мир быть причастными к признанию этих территорий независимыми. Заставил публично всех говорить, что они это поддерживают.

Конечно, было ужасно смотреть на все, что происходит. Видеть людей, которых я раньше знал, полностью утратившими свою индивидуальность. Людей, которые должны просто прислуживать, исполнять все, что им приказывают. Они потеряли самих себя, поэтому это было очень неприятное зрелище. Теперь мы знаем, куда страна пришла, где мы находимся и что можно еще ожидать. Не все знаем, но примерно догадываемся, чего еще ожидать в недалеком будущем.

Дмитрий Медведев и Михаил Мишустин заявили на заседании Совбеза, что к новым санкциям страна готова. С учетом того, что российские войска, скорее всего, не двинутся дальше нынешних границ ЛНР-ДНР, новые санкции не затронут основной экспорт сырья. Пусть даже остановят «Северный поток-2». Получается, что Путин не рисковал с признанием ЛНР-ДНР? Главным доходам госбюджета, т. е. валютной выручке, ничего не угрожает?

— Да. Я согласен с оценкой, что все здесь просчитано. Те, кто вчера высказывал мнение в том ключе, что «все у нас готово, все будет хорошо», частично правы, но в отношении себя. О подавляющем большинстве граждан России они, конечно, не заботятся. Для них это будет еще большим ударом, поскольку уже видно, что происходит с рублем. Для людей импортные товары будут дорожать еще быстрее, чем прежде. По ним это ударит.

Я также согласен с тем, что вы сказали про санкции. Они, видимо, не будут самыми жесткими, поскольку нет вторжения на территорию Украины, которая не подконтрольна сепаратистам. Туда вторжения, надеюсь, не будет. Иначе будет огромная война. Это катастрофа.

Пока ситуация, как она есть, я считаю, что новые санкции не будут очень жесткими. На заседании Совбеза Медведев сказал, что у нас хорошие контакты во многих странах. Люди «стерпятся» и потом вернутся к обычным отношениям с нами. Так было в 2008 году после признания Абхазии и Южной Осетии. Тогда было то же самое, хотя звучали требования к России вывести войска. Никого не вывели, да еще и признали их независимость. Было полное неприятие и неисполнение всех тех обязательств, которые России тогда взяла на себя перед миром. Сейчас Медведев говорит, мы сделаем то же самое и ничего: «стерпится — слюбится». Они рассчитывают на это. Думаю, частично они правы.

— 22 февраля Британия наложила санкции на пять российских банков и нескольких олигархов: Ротенберги, Тимченко. ЕС думает над тем же. Возможна ли серьезная изоляция банковской системы России?

— Думаю, что возможна. Это вполне нам грозит, поскольку для большинства граждан России эти санкции минимальны, а для тех людей, которых вы назвали, это существенные вещи. Для небольшой части богатых россиян, которые используют международную банковскую систему, для них это будет проблема. Большинство россиян это не заметят никак. Думаю, что западные лидеры, принимая такие решения, смотрят как раз на эту составляющую, чтобы меньше вредить простым людям, но уколоть тех, кто имеет какое-то отношение к Путину. Имеет отношение к тем доходам, которыми пользуется нынешняя власть для управления страной.

— Если Россия не остановится на нынешних рубежах ДНР-ЛНР, Запад может пойти на газовое и нефтяное эмбарго?

— Может, но, думаю, не пойдет. Я читал высказывания руководителей трех ведущих стран континентальной Европы, которые серьезно привязаны к российскому газу. Они, конечно, исключают из переговорного процесса по санкциям газовый сектор, поэтому я думаю, что в ближайшее время такого произойти не может.

— После 2014 года наша экономика росла в среднем меньше чем на 1% в год. Прошлогодние 4,5% — это возвращение на уровень, который был до пандемии после падения в 2020-м. Каков, на ваш взгляд, наиболее реалистичный сценарий развития экономики в России в ближайшие несколько лет с учетом последних событий?

— У меня однозначное убеждение, что никакого развития экономики не будет. 1-2% роста или что-то большее будут «рисовать», но это не говорит ни о чем. Это то, что называется стагнацией. Это просто прозябание. У страны нет экономического роста и нет будущего при этой власти, к сожалению.

Нет источников инвестиций, капитал убегает за рубеж, никто не вкладывает в средства производства и государственные инвестиции не используются эффективно. Многое разворовывается. Сколько мы слышим на эту тему докладов самих властей и не только от них, поэтому ничего позитивного в экономической сфере — как следствие и в социальной — не следует. Страна деградирует. Мы отстаем от цивилизованного мира все больше. Этот разрыв, эта пропасть увеличивается с каждым годом.

Беседовал Петр Годлевский

#Политика #Главное #Всегда актуально #Дмитрий Медведев #Михаил Мишустин #В России #Специальная военная операция
Подпишитесь