Президентские выборы в частично признанной Южной Осетии назначены на 10 апреля. На этот пост не претендует разве что очень ленивый — в Центризбиркоме насчитали 19 кандидатов в президенты территории с 35-тысячным населением. Баллотируется на второй срок и действующий глава республики Анатолий Бибилов. Вероятнее всего, победит именно он — по сумме причин, включая поддержку России, кормящей и поящей буферную зону между ею и Грузией и, к тому же, разместившей на ее территории свои военные базы.
И, что интересно, президентские амбиции всколыхнулись в экс-лидере Южной Осетии — весьма одиозном Эдуарде Кокойты, правившем ЮО с 2001-го по 2011 год. Осетины (Москва тоже метала громы и молнии) буквально вынудили его подать в отставку — о «прикарманивании» им выделенных Россией для ЮО денег и других неблаговидных делах ходило много разговоров. Сейчас большинство населения его тоже не жалует, но сам он говорит, что в настоящее время ситуация в республике «сложнее, чем даже перед войной 2008 года», и призывает к «консолидации здоровых сил».
В Цхинвале полагают, что правоохранительным органам непременно надо иметь в виду «фактор Кокойты», рвущегося к власти — дескать, он может устроить смуту на ровном месте. Впрочем, вероятно, не он один имеет аналогичные поползновения, хотя вряд ли выборы в Южной Осетии пройдут на фоне большого скандала или беспорядков. Комитет государственной безопасности уже предупредил, что бдит, и сделал акцент на недопустимости проникновения в республику «продвигаемых западными странами «цветных технологий».
«КГБ, — сказано в распространенном им заявлении, — работает над тем, чтобы выборы прошли в спокойной и стабильной обстановке, строго в рамках действующего законодательства и общепринятых демократических процедур». Ведомство также обратило внимание на сложную политическую ситуацию на всем постсоветском пространстве, подчеркнув, что ее анализ дает основания утверждать о значительном росте угроз региональной безопасности.
Оно также призвало жителей республики, в том числе баллотирующихся на пост президента, «соблюдать политкорректность и взаимное уважение вне зависимости от электоральных предпочтений, не допускать роста противоречий и напряженности в обществе, не поддаваться на провокации внутренних и внешних деструктивных сил». А заодно КГБ напомнил, что «попытки дестабилизации общественно-политической ситуации, клевета и взаимные оскорбления в публичном пространстве, влекут за собой не только административную, но и уголовную ответственность». В общем, желающим сказать собственное «веское слово» громче, чем «положено», кислород уже перекрыли.
Незадолго до выборов и в аккурат к новому обострению вокруг Украины, «накаркивания» войны между нею и Россией, скандальное заявление, как водится, снова сделал президент Белоруссии Александр Лукашенко — на сей раз он в весьма своеобразной форме не исключил признание Минском независимости Абхазии и Южной Осетии.
«Как только я пойму и президент (России) мне скажет, что в этом есть необходимость», — уточнил он в интервью Владимиру Соловьеву для YouTube-канала «Соловьев Live». При этом белорусский лидер задался вопросом: «В этом есть какая-то необходимость жизненная?» Вероятно, за разъяснением и инструктажем он должен обратиться опять же к Владимиру Путину. Словом, неясно, признает или нет, а если да, то из каких соображений.
Напомним, ранее Лукашенко отвергал возможность признания Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии, и даже как-то пояснил, что в противном случае Грузия «сразу возбудится», равно как и другие страны, имеющие территориальные конфликты, ну и Запад тоже «вспушится».
Но, как видим, на радость Абхазии и Южной Осетии (не преждевременную ли?) белорусский лидер стал примерять на себя старо-новый фланирующий образ.
Как разъяснил «Политрингу» председатель Белорусского общественного объединения «Русь» эксперт Николай Сергеев, раньше Минск всячески уклонялся от признания Южной Осетии и Абхазии, поскольку желал сохранить хорошие отношения с Тбилиси. «Но сейчас, — сказал он, — когда коллективный Запад нагнетает антироссийскую и антибелорусскую истерию, ведет себя в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь крайне враждебно … ведет против Союзного государства войну непрямых действий (гибридную войну), обстоятельства изменились».
Эксперт напомнил, что Грузия на официальном уровне постоянно заявляет о своем намерении вступить в НАТО, то есть в военный блок, который уже не скрывает, что рассматривает Белоруссию и Россию в качестве военных противников. Для него «очевидно», что страны Запада и НАТО «хотели бы использовать Грузию в качестве антироссийского плацдарма, так же, как и Украину. Поэтому какого-то смысла не признавать Абхазию и Южную Осетию у Беларуси просто нет».
Кроме того, полагает Сергеев, признанием Южной Осетии и Абхазии официальный Минск окончательно убрал бы те недомолвки, которые в какой-то мере еще остались между Россией и Белоруссией: «Это был бы знаменательный шаг, подтверждающий, что Беларусь окончательно избавилась от пресловутой многовекторности, которая едва ли не обернулась в 2020-м году государственным переворотом».
Словом, «ничто не вечно под луной» аж с времен Экклезиаста, хоть и в несколько иной интерпретации «вечных законов мирового порядка». А на текущий момент — беспорядка.
Министерство иностранных дел Грузии не считает, что к заявлению Лукашенко следует относиться серьезно: «С учетом двухсторонних отношений между Белоруссией и Грузией, вопрос признания так называемой независимости Абхазии и Цхинвальского региона (ЮО) не стоит на повестке дня». По мнению официального Тбилиси, позиция Минска не изменится, а слова Лукашенко о возможном признании суверенитета Абхазии и Южной Осетии были распространены российскими СМИ с «целенаправленными акцентами».
Южная Осетия, конечно, спит и видит себя страной, признанной международным сообществом, а не только Россией, Венесуэлой, Сирией, Науру и Тувалу. Но в то же время она видит себя и частью Российской Федерации путем присоединения к Северной Осетии. Ситуация, мягко говоря, парадоксальная. Как сказал Бибилов телеканалу «Россия — 24», «Осетины — разделенный народ, и эту разделенность надо обязательно устранять». И лично он предпочитает независимости «единение этноса».
Вот осетинский лидер и придумал программу «Пять шагов в Россию» для того, чтобы ЮО вошла в ее состав. Как пояснил Бибилов, «это не моя прихоть, это желание нашего народа еще с 20-х годов прошлого столетия». Как будет Цхинвал, по обещанию Бибилова, «работать над признанием Южной Осетии другими государствами» и одновременно «твердым решением войти в состав Российской Федерации», он не пояснил: просто убежден, что «одно другому не мешает». Более того, «признание большим количеством стран дает больше возможностей и юридической обоснованности для вхождения в состав». Тут мы имеем дело либо с политической наивностью, либо с некомпетентной, с точки зрения международного права, «трескотней» для внутреннего потребления.
Если с планом слияния с Россией в Южной Осетии кто-то поспорит, и не более, то в Абхазии начнется настоящая война: входить в состав РФ она категорически не желает. Таким образом, в контексте Южного Кавказа для Москвы открыто два «фронта»: один — на слияние с Российской Федерацией, другой — на шараханье от нее, однако с полным финансовым содержанием шарахающегося бюджетом РФ.
Сейчас, перед выборами, провластное издание «Единая Осетия» вовсю пиарит кандидата в президенты и действующего главу «государства». И на ниве внешней политики он «преуспел» — постоянные представители ЮО назначены в Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Турции, Греции, Болгарии, Северной Македонии, Польше. И в парламенте Италии провел встречи, не говоря уже об официальных визитах в страны, признавшие Южную Осетию. Результат, однако, нулевой.
О России — разговор особый. Помимо подкидывания денег на прокорм, она финансирует строительство в ЮО стратегических объектов, социальных программ. Подписано множество соглашений, в том числе об урегулировании вопросов двойного гражданства, бессрочного пребывания граждан Южной Осетии на территории России; о порядке и условиях софинансирования за счет средств РФ повышения заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений республики, и т. д.
Стоит заметить, что если в Абхазии российские деньги мгновенно исчезают в черноморском песке, то есть, как утверждают местные, разворовываются чиновниками разного «калибра», то в Южной Осетии до горсточки очень бедного оставшегося там населения кое-что все же доходит. К примеру, единовременные выплаты при рождении ребенка в размере 16700 рублей, пособия по уходу за ребенком, многодетным семьям, стипендии студентам. Размер их, конечно, символический, если судить по тому, что президентская стипендия едва дотягивает до 7 тыс. рублей.
А вот средняя заработная плата последние шесть лет, то есть «при Бибилове», постоянно росла, и сейчас она составляет 26 448 рублей при официальном прожиточном минимуме 11 556. Причем власти утверждают, что все пособия и повышение заработной платы обеспечиваются из собственных доходов республики, что весьма сомнительно (см. выше).
Так или иначе — не сравнить с «добибиловским» периодом — решаются, хоть и на сельском уровне, вопросы здравоохранения, строительства, водоснабжения, энергообеспечения, и т. д. И даже театр построили. И винзавод. Но все же нищета непролазная, и перед Россией приходится стоять с протянутой рукой. Время от времени в нее «капают» дополнительные дензнаки из Москвы. Так, российский Минфин и Минэкономики РФ разработали программу социально-экономического развития Южной Осетии на 2022–2025 гг.
Она включает 16 инвестиционных проектов, но реализованы они будут на сей раз не халявно, а за счет заемных средств российских кредитных организаций на общую сумму 3 млрд 998,2 млн рублей. По подсчетам местных экспертов, при успешном освоении программы к 2025 году собственные доходы ЮО увеличатся с 1 млрд 400 млн до 2 млрд 500 млн рублей.
Понятно, что Россия тратится на Южную Осетию — совершенно депрессивную территорию — не из альтруистических соображений. Понятно также, что как государство, даже частично признанное, она не состоялась. И дело тут вовсе не в «агрессии» Грузии и не в «принципиальности» ООН, а в том, что отколовшаяся от метрополии территория не располагает интеллектуальной, стратегически мыслящей политической элитой; той «фишкой», которой она могла бы «завести» экономику — пусть малую, но свою, собственную.
И в таких условиях ей только и остается либо вернуться под крыло Тбилиси, куда ее уже не отпустит Россия, либо довольствоваться подаяниями последней, отстегиваемыми за функцию «буферной зоны» между РФ и Грузией. И, соответственно, за дислокацию в этой зоне российских военных баз. Вот такую территорию может — вроде да, и вроде нет — признать Лукашенко, который еще недавно не собирался этого делать.
Что же до президентских выборов, в отличие от избирательного процесса в Абхазии, да и вообще общей ситуации в последней, Россия за Южную Осетию может не волноваться: соответствующий процесс здесь пройдет достаточно мирно. И ровно так, как того пожелает очень занятая сейчас другими конфликтными территориями, Москва.