У известного российско-украинского философа и поэта 18 века Григория Сковороды есть такие строчки: «Всякому городу нрав и права; всяка имеет свой ум голова». Именно они приходят мне на память, когда уже, кажется, и из утюга нам бесконечно поют хором и сольно об ужасах продвижения НАТО к границам России.
Особенно обижен на Альянс наш незаменимый рулевой: в последнее время и дня не проходит, чтобы Путин не пожаловался на натовских. Вот, говорит, в 1990-е нам обещали, что «Альянс не продвинется ни на дюйм на восток», а уже, мол, и пятая волна расширения НАТО накрывает нас.
Ну, и кто смеет бросить в него камень? Я писала еще в 2014-м, что НАТО скоро будет стоять возле Брянска. Но тогда Григорий Сковорода на ум не приходил — не было сегодняшней истерики, а также ультиматума Западу повернуть историю вспять, до 1997 г. То есть, получается, отправить сейчас на выход из НАТО Польшу, Венгрию, Словакию и Чехию. Именно эти страны и были первой волной Альянса, окатившей свободную от СССР и Варшавского договора Россию. А дальше — по списку.
Однако обратимся к участникам и свидетелям. В 1999 г. вышла книга Горбачева под названием «Как это было». Вот что, в частности, он писал: «9 февраля 1990 года у меня была беседа с государственным секретарем Соединенных Штатов Джеймсом Бейкером. …Бейкер тут же торжественно заявил мне, что — цитирую по стенограмме, — «не произойдет распространения юрисдикции НАТО ни на один дюйм в восточном направлении, …объединение Германии не приведет к распространению военной организации НАТО на восток».
Далее Горбачев поясняет: «Это понимание (о нераспространении НАТО на восток — А.Я.) было зафиксировано в Договоре «Об окончательном урегулировании в отношении Германии». То есть речь идет о нераспространении НАТО всего лишь на Восточную Германию. В самом Договоре нет даже упоминания о нерасширении Альянса на восточноевропейские страны.
А вот из стенограммы разговора с Бушем-старшим: «М. Горбачев: Значит, так и сформулируем: Соединенные Штаты и Советский Союз за то, чтобы объединенная Германия по достижении окончательного урегулирования, учитывающего итоги Второй мировой войны, сама решила, членом какого союза ей состоять.
Дж. Буш: Я бы предложил несколько иную редакцию: США однозначно выступают за членство объединенной Германии в НАТО, однако если она сделает другой выбор, мы не будем его оспаривать…
М. Горбачев: Согласен. Беру вашу формулировку».
На переговорах с президентом СССР президент Франции Миттеран заявил, что оба военных блока — Варшавский договор и НАТО — «должны эволюционировать в сторону политизации, изменить военные доктрины и войти между собой в контакт». Миттеран даже высказал мнение, что «лучше бы их вообще распустить». И «распустили» — но только Варшавский договор.
Подобных примеров умасливания Горбачева, что распространения НАТО не будет, можно привести вагон и тележку. Однако даже если собрать в один фолиант все заверения «друзей» Горбачева, то они не могут заменить юридически обязывающий документ о нераспространении НАТО на восток, который никогда не был подписан ни с СССР, ни с Россией. Москва ничего подобного никогда даже и не предлагала. А все эти пустые разговоры в пользу бедных, как выражаются на Западе, из серии «бла-бла-бла». Но спустя 30 лет российская власть апеллирует к ним, считая нарушением обещаний о нераспространении НАТО.
Не так давно были рассекречены новые интригующие открытия о продвижении Альянса к границам России. Уже из эпохи «царя Бориса». Нет, не российской властью. Ларчик вскрыли американцы, обнародовав всего два документа. «Обобщающий отчет о встрече один на один между президентами Клинтоном и Ельциным 10 мая 1995 года с 10.10 до 13.19. Зал Святой Екатерины, Кремль». И второй — «Встреча Клинтона и Ельцина 17 июня, 1995, 14.45-15.55. Citadel Inn, Галифакс, Новая Шотландия». Но и этого достаточно, чтобы понять, каким воистину драматичным, достающим страну и сегодня был тот момент в ее истории.
Вопрос о продвижении НАТО к границам России в разговоре с Клинтоном поднял Ельцин. Он полон негодования: «Я хочу получить ясное понимание твоей идеи насчет расширения НАТО, потому что до сих пор я не вижу в ней ничего, кроме унижения для России, если это случится. …Это выглядит новой формой блокады, когда один оставшийся после „холодной войны“ блок расширяется прямо к границам России». Браво?
Но нет. Оказывается, за фасадом заботы о «дорогих россиянах» камуфлируется главная причина беспокойства о НАТО. Это — предстоящие выборы президента России. «Ты и я, — говорит Ельцин, — собираемся на выборы. Экстремисты и сторонники жесткого курса эксплуатируют эту тему (НАТО) в своих собственных целях… Так что давай отложим любые изменения с НАТО до 1999 или 2000 годов».
Ельцин по ходу разговора рефреном канючит про свою рубашку к телу: «…В этом году парламентские выборы (в России), в следующем — президентские. Одно фальшивое движение сейчас может разрушить все. …Пожалуйста, отложи эту тему (расширение НАТО) если не до 2000 года, то, по крайней мере, на несколько следующих лет — пока ты и я пройдем свои выборы». Вот главное: «И мы можем это объяснить восточноевропейцам и странам центральной Европы; мы скажем им, что время для расширения придет позже». То есть всего через час разговора он уже не против «унижения российского народа», пусть НАТО движется на восток, к России, но — с отсрочкой.
Выходит, если бы не надвигающиеся выборы и страх проиграть их, вопросов с расширением военного блока в сторону России у Ельцина не возникало бы вообще.
Клинтон вещал с позиций победителя: «Холодная война» окончена, и Россия не представляет угрозы странам НАТО». И предложил Ельцину, кроме участия в программе Альянса «Партнерство ради мира», к которой Москва присоединилась в 1994 г., более тесное сотрудничество с НАТО. Обещал взамен коврижки: интеграцию России в G-7 и другие международные организации. Так, видимо, и случилась эта грандиозная «рокировочка» (сознательно или по недомыслию). В частности, участие России в политклубе G-7 и превращение его в G-8 выглядит в рассекреченных документах как обмен на продвижение Альянса на восток. (Где сегодня НАТО — ясно, так же как и где «восьмерка» c участием России.)
В Галифаксе, на встрече с Клинтоном через месяц, Ельцин доложил, что все предложенные США в Москве документы уже подписаны. Однако посчитал не лишним разжевать: «Мы должны двигаться осторожно, шаг за шагом, поэтапно. Нам необходимо объяснить своим людям — убедить их в том, что им ничто (НАТО) не угрожает».
Выборы Ельцина в 1996 г. с правильным подсчетом голосов благополучно состоялись. А уж после «коробки из-под ксерокса» и подписания в мае 1997 г. в Париже «Основополагающего Акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» Альянс и двинулся к границам РФ. Исключительно, уверяли «партнеры», ради безопасности России.
Интересно, что незадолго до этого Владимир Путин был назначен Ельциным заместителем главы его администрации, а спустя год возглавил ФСБ России. Но тогда его ничто с НАТО не смущало. В 2007 г. президент Путин подписал закон N 99-ФЗ «О ратификации Соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».
Так что можно сколь угодно возмущаться вероломством «наших партнеров», однако глава Альянса Столтенберг прав: НАТО никогда не подписывал юридически обязывающего документа о нераспространении на восток. Ну, а что кто-то там кому-то обещал лет 30 назад, то в переводе на путинскую терминологию «обещать — не значит жениться».
Алла Ярошинская