Накануне министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что разговоры о том, что полномасштабное нападение России на Украину может начаться «завтра-послезавтра», являются неуместными. «По состоянию на это время ударной группировки Российской Федерации ни в одном месте, где они оцепили Украину, пока не сформировано. Поэтому говорить о том, что завтра-послезавтра будет нападение, на мой взгляд, неуместно. Но это не значит, что низкие риски, это не значит, что нет угрозы», — сказал он.
По его мнению, все нынешнее обострение сведется к каким-то действиям России на территории ЛДНР. Министр обороны отметил, что Украина будет внимательно следить за заседанием Госдумы России, где 22 февраля должен рассматриваться украинский вопрос. «Давайте смотреть на 22 число, у них там какое-то шаманское событие, где они с бубнами будут собираться и, возможно, принимать какие-то интересные, глупые решения. Но я думаю, что эти решения приведут к отказу от Минских соглашений со стороны Российской Федерации. Мы наблюдаем за этим», — сказал Резников.
Все последние недели на Украине особо и не скрывали, что больше всего опасаются удара с севера, с территории Белоруссии, где проходили совместные учения российских и белорусских военных. И если послушать заявления Александра Лукашенко, которые он сделал за последнюю неделю, то можно прийти к выводу, что война РФ и РБ с Украиной просто неизбежна.
Начиная со слов, «Как бы кому-то ни хотелось, мы вернем нашу Украину в лоно нашего славянства. Мы это обязательно сделаем», и до и «Мы не хотим войны, но если кому-то неймется, то ответ будет асимметричным», Да практически в каждом своем выступлении Лукашенко весь последний месяц говорил о войне. И в ходе своего визита в Москву в пятницу-субботу — тоже. А присутствие начальника Белоруссии на руководстве учениями Стратегических сил РФ и вовсе должно было подчеркнуть: если что-то случится, Россия и Белоруссия будут воевать плечом к плечу.
Пока Лукашенко растекался союзническим славословием сперва в Минске, потом в Москве, напряжение на белорусско-украинской границе нагнеталась. Белорусская армия сперва провела стрельбы ракетами «Точка-У» на полигоне всего в 20 км от кордона с Украиной, а потом и вовсе — организовала понтонную переправу на Припяти, в 5 км от украинской государственной границы.
В ответ украинцы быстро нарастили группировку войск возле Белоруссии, а потом провели там учения «Заметіль — 2022». Программа маневров масштабная: боевая авиация тренируется бомбить колонны бронетехники противника, украинские бронетанковые части учатся переходить в контратаку. Даже Владимир Зеленский приехал туда посмотреть и засветиться перед телекамерами.
Однако затем напряжение между Белоруссией и Украиной начало быстро спадать. Министр обороны Незалежной Алексей Резников целый час беседовал со своим белорусским коллегой Виктором Хрениным. В результате военный атташе Украины отправился смотреть на российско-белорусские учения «Союзная решимость», а военный атташе Белоруссии посетил «Заметіль». Такое взаимодействие — хороший признак того, что Украина и Беларусь воевать друг с другом точно не хотят. В какой бы истерике не бились телевизионные пропагандисты.
Однако, хотя война не началась, произошло то, чего очень многие в Белоруссии боялись — российские войска остались на территории республики. Сперва начальник белорусского Генерального штаба генерал-майор Виктор Гулевич заявил, что российские военные возвратятся в свои пункты постоянной дислокации «только тогда, когда в этом появится объективная необходимость». «В немалой степени это будет зависеть также и от наших западных коллег. Силы и средства, которые были размещены в Восточноевропейском регионе, в том числе вблизи Государственной границы Республики Беларусь, являются одним из факторов, влияющих на дальнейшее развитие ситуации», — сказал он.
Потом было официально объявлено, что хотя совместные учения завершены, Белоруссия и Россия решили продолжить совместную проверку сил реагирования. По словам министра обороны РБ Виктора Хренина, такое решение приняли Александр Лукашенко и Владимир Путин «в связи с нарастанием военной активности у внешних границ Союзного государства и обострением ситуации на Донбассе».
В воскресенье и в понедельник автору этих строк начала поступать информация из разных источников (и ей можно доверять) о том, что колонны российских и белорусских войск движутся от границы с Украиной вглубь Белоруссии
Также поступают сведения о том, что российские военные будут базироваться в Белоруссии на постоянной основе. Неофициально белорусские штабные офицеры сообщили, что часть россиян останется на белорусской территории до лета, потом их сменят другие — пока на ротационной основе.
Параллельно управление тылового обеспечения Минобороны Белоруссии начало быстро «реанимировать» ряд военных городков, которые не использовались практически с момента распада СССР. Их расконсервируют и восстанавливают быстрыми темпами — явно для размещения российских военных и техники.
Наконец, глава белорусского оборонного ведомства Виктор Хренин в телеэфире заявил, что «Белоруссия и Россия создали группировку войск, которая, если нужно, даст соответствующий отпор». Кому надо давать отпор — не сказал. Но по всем белорусским телеканалам вновь пошла пропаганда в духе «Беларусь и Россия сплотились перед лицом агрессивного Запада и его украинских марионеток».
Как бы не разгоняла военный психоз Москва, но Минск и Киев точно не хотят воевать друг с другом. А белорусские власти очень хорошо умеют говорить одно, а делать другое. Вопрос только в том, какая степень свободы на сегодняшний день осталась у Лукашенко. После того, как российские войска решили надолго остаться в постсоветской республике.
Вячеслав Гордиенко