Posted 18 февраля 2022, 15:56
Published 18 февраля 2022, 15:56
Modified 1 февраля, 17:23
Updated 1 февраля, 17:23
Глядя на трагические события вокруг фигуристок Камиллы Валиевой и Александры Трусовой, я понимаю, насколько был прав, когда не стал отдавать свою дочь в профессиональный теннис. Каким верным было мое решение уйти из профессионального спорта, когда сам был подростком. Все чаще, наблюдая за спортсменами, которые стремятся к высотам, мы видим личные трагедии и сломленные судьбы. Но мы смотрим лишь на тех, кто уже вскарабкался на самый верх. Страшно представить, сколько поломанных профессиональным спортом жизней остается за кадром. Сломленное здоровье, искалеченная психика, упущенные возможности образования…
Драматичная история Камилы Валиевой никого не оставила равнодушным. Давление из-за допингового скандала не могло не сказаться на результатах — фигуристка допустила ряд грубых ошибок в произвольной программе, лишившись медали. Да и с допингом ее много неясного. Букет препаратов может говорить о том, что у 15-летнего подростка действительно серьезные проблемы со здоровьем.
Спорт высоких достижений давно перестал быть соревнованием лишь мастерства, силы и выносливости. Все чаще это состязание «национальных сборных по химии»: смогут создать допинг, который не обнаружит WADA, или не смогут. Ради чего? Ради абстрактной гордости за страну? Ради понтов, что наши спортсмены самые-самые? Ради политических «плюшек» и телекартинки, которая забудется через неделю?
Когда-то я серьезно занимался беговыми лыжами и входил в сборную Союза. Четыре тренировки в день были нормой. Времени не оставалось ни на учебу, ни на друзей вне команды, ни на чтение, которое я всегда очень любил. Впереди брезжили чемпионаты Союза, мира и Олимпиада… Но в какой-то момент я принял решение: пора остановиться. Спорт — не вся жизнь. Надо учиться! Я благодарен родителям за то, что они не стали меня отговаривать от этого решения и даже немного жалею, что они не убедили меня уйти из спорта раньше. Кстати, это решение не помешало мне в 23 года выполнить норму мастера спорта по военно-прикладному многоборью. Профспорт — это еще и проблемы со здоровьем в будущем…
Когда моя дочка, третий ребенок в семье, стала показывать успехи в теннисе, ее стали зазывать в школу олимпийского резерва. Решение мы принимали вместе: в профессиональный спорт идут тысячи, посвящают тренировкам все свободное время, но до Олимпиады или турнира «Большого шлема» доходят единицы. Надо было переходить в спортивный класс и фактически отказаться от нормального, полноценного образования. Мы на это не пошли. Решили, что заниматься теннисом дочка будет для себя и учиться… Сейчас моя дочь знает четыре языка.
«Ненавижу! Ничего больше делать не буду! Никогда в жизни! Я ненавижу этот спорт! Ненавижу его! Ненавижу все это!» — кричит фигуристка Александра Трусова, завоевавшая на Олимпиаде в Пекине серебряную медаль в женском одиночном катании. Она бьется в истерике, ее окружают журналисты и заваливают вопросами… Она отмахивается. Они не унимаются. «Я не понимаю по-английски», — говорит, беспомощно заливаясь слезами, 17-летняя девочка. У ребенка, имеющего огромную волю, не было времени выучить английский. Всю себя посвящала тренировкам, чтобы занять первую ступеньку на Олимпиаде и… ее настигло разочарование. Ступенька вторая.
Весь мир наблюдает человеческую трагедию и с Трусовой, и с Валиевой.
Смотрю, вспоминаю себя ребенком, смотрю на любимую дочку и ее заплаканных ровесниц в Пекине. И мне интересно, а куда смотрят их родители? Неужели олимпийское золото для них важнее счастья собственных дочек?
Алексей Филатов, президент союза офицеров группы «Альфа»