Угроза войны для России в последние годы была важным козырем. По размеру экономики или численности населения наша страна, к сожалению, не слишком соответствует статусу сверхдержавы, но наше оружие и наша воинственность — это те аргументы, которые сохраняют за нами место в клубе избранных. Есть, конечно, и другие факторы — энергоресурсы, большая территория, региональное влияние, развитая культура — все-таки мы не Северная Корея, у которой кроме бомбы ничего нет. Но торговля страхом войны была важной частью российской внешней политики.
Вероятно, в какой-то момент в США устали от этого и решили Россию немного проучить. Там смогли перехватить инициативу в этой торговле страхом. Пугать тем, что русские возьмутся за оружие, начала не Россия, а США. Это сбило нашу военно-дипломатическую машину с привычного ритма. Выясняется, что на самом деле никакой войны Россия не хочет, она к ней не готова, у нее не такая уж большая и боеспособная армия, население вовсе не жаждет войны, даже военные ее не слишком хотят, новые санкции всех пугают, экономика может не выдержать, режим может дестабилизироваться… Мы на самом деле люди мирные, мы хотим только грозить войной, а воевать по правде — дураков нет.
(С точки зрения медиа тут сыграло важную роль то, что информационное пространство сегодня глобально. Это в XX веке государство обладало монополией на передачу сообщений собственным гражданам («вражеские голоса» прорывались, но редко). Сегодня Bloomberg или The Washington Post, анонсируя начало войны, пугают не только американцев, но и русских, и украинцев. В таком мире правительству управлять общественным мнением своих граждан сложнее. Российское правительство, может, хотело напугать войной Запад, а россиян пугать войной вовсе не собирались. А россияне возьми и напугайся).
После произошедшего Кремлю будет как минимум сложнее грозить войной. Выяснилось, что Владимир Путин и его Совбез все-таки не безумные фанатики, готовые начать бойню, а люди довольно прагматичные. Они рассчитывали всех запугать, но в этот раз не вышло. Теперь нужно найти другие причины, почему нас должны слушать. Ядерное оружие, конечно, никуда не делось. Но если мы и обычное оружие на самом деле применять не собираемся, то ядерное уж и подавно. И слава богу, конечно. Надо искать другие аргументы.
Дмитрий Колезев, журналист