По итогам встречи с германским канцлером Путин заявил, что готов продолжить поставки газа через Украину после 2024 года.
Концепция обхода и выключения Украины из маршрутов транзита газа рухнула окончательно. Война за газовый рынок Европы имела внутри себя ключевую составляющую — отказаться от украинского транзита и переключить выпадающие газовые потоки на три трубы «Турецкого потока» (плюс одна на внутренний турецкий рынок) и на две трубы «Северного потока-2». Общая мощность обходных маршрутов должна была составить 100 млрд кубометров газа в год (плюс дополнительный объем в 15 млрд кубометров на турецкий рынок), что полностью и даже с запасом перекрывало объемы, прокачиваемые через Украину.
В итоге Турция победила в Сирии, вынудив корректировать проект «Турецкого потока» до 15 млрд кубов в год маршрутом в Европу, затем Еврокомиссия урезала аппетиты «Газпрома» вдвое, разрешив прокачивать его газ только в половинном объеме. В итоге обходные проекты «усохли» до 42 млрд кубометров в год при том, что перспективы «Северного потока-2» все еще туманны.
Хочешь — не хочешь, а украинский маршрут остается востребованным, тем более, что еще в 2019 году Германия твердо заявила: эксплуатация «Северного потока-2» только через сохранение украинского транзита. Условие непреложное и обсуждению не подлежит. «Семенов! Делай что хочешь, но баркас мой со дна достань!»
Мало того, контракт с Украиной носит все признаки кабального: принцип «качай или плати» делает обязательной прокачку минимального объема газа — пока это 40 млрд кубометров в год.
И теперь Европа проводит учения по отключению себя от российского газа, сократив любые сверх-контрактные запросы буквально до нуля. Даже крайне рискованная ситуация со сверхнормативной выборкой газа из подземных хранилищ не поколебала твердость решения Европы не брать ни одного миллилитра российского газа сверх установленных контрактных объемов.
Фактически система «Северного потока-2» утратила практический смысл еще до постройки. Наша патриотическая общественность полагает, что система якобы уже окупилась, так как цены на газ в этом сезоне высоки как никогда. А потому даже минимальные объемы газа приносят баснословную прибыль. Приносят, но отнюдь не баснословную. При этом почему-то в затраты по строительству «СП-2» вносится только морская часть в 9 млрд долларов. Скорее, там побольше, так как пришлось задействовать резервные схемы для достройки, но не суть. Однако наземная инфраструктура в России, построенная с чистого листа, в эту сумму не входит. Осторожные оценки дают стоимость ее в 15-20 млрд долларов. Не стоит забывать, что и наземная инфраструктура «Турецкого потока» была выстроена в расчете на 4 трубы, а две трубы пришлось пускать на металлолом.
В общем, сколько на самом деле пошло в никуда — разобраться тут может только следственная группа.
И все — впустую. Ключевая задача — отказ от украинского маршрута — так и не решена. И решена уже не будет. Мало того, что потеряны десятки миллиардов долларов, мало того, что две войны — в Сирии и на Украине — проиграны вчистую, так еще все это совершенно напрасно и зря.
Так что заявление Путина о сохранении украинского маршрута только фиксирует это поражение режима.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик