Все имеет свой предел. И лишь фантазии отечественных чиновников об ограничениях поистине безграничны. Если спросить у любого экономиста, как повысить уровень жизни граждан и сдержать бесконечный рост цен, то он ответит: надо создавать условия для стабильного роста экономики. А далее последует список необходимых для принятия мер. Если тот же вопрос задать какому-нибудь чиновнику, то ответ чаще всего будет куда проще: надо запретить! Запретить: ценам — расти, уровню жизни — падать, погоде — ухудшаться, а вирусам — размножаться.
Если бы они были выпускниками Хогвартса и владели хотя бы азами магии, то, наверное, они могли бы что-то такое наколдовать. Но они простые смертные, хотя часто и надувают щеки. Они, увы, не могут взмахом волшебной палочки остановить естественные процессы.
Когда в ответ на санкции вводили так называемые «антисанкции», было ясно: это пусть к монополии, а значит и ко всем ее негативным последствиям.
Когда «по просьбам трудящихся» повышают НДС и другие налоги, ежу понятно, что это приведет к удорожанию всего.
Но в конце прошлой неделе на заседании правительства министерство сельского хозяйства РФ сообщило, что рассматривает возможность ограничения торговой наценки на продукцию мировых брендов, которые занимают более 70% в обороте торговых сетей. Так они хотят добиться ограничений на наценку молочной продукции, хлеба и других важных категорий продуктов.
Хотя и звучит это красиво и в интересах народа, это не так. Бизнес не будет работать себе в убыток. Он либо закроется, либо откажется от продажи той продукции, на которую не может сделать рентабельную наценку. То есть благие намерения минсельхоза — это путь к пустым полкам при отсутствии дефицита.
У Булата Окуджавы есть замечательные строчки:
«Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше».
Когда высокопоставленные чиновники поймут, что ограничения не могут быть безграничными, может быть слишком поздно. Ведь уважение к принимающим решения будет утрачено полностью…
Алексей Филатов, президент союза офицеров группы «Альфа»