Posted 14 февраля 2022, 19:23
Published 14 февраля 2022, 19:23
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Наш ребенок сегодня утром, собираясь на занятия, неожиданно спросил: «А как ты думаешь, сегодня у нас в школе будут говорить про войну?» Я не нашелся, что ответить. Хотя, наверное, будут — сейчас на Украине про нее говорят, кажется, все.
Вновь, после двухнедельного перерыва, угроза российского вторжения «уже завтра» — главная тема. Местные СМИ полнятся сообщениями о закрытии неба для гражданских рейсов, о прибывающих самолетах с оружием и боеприпасами, о перекрытом российским флотом Черном море, о том, что Львов наполнился дорогими машинами с киевскими номерами, о ситуации с бомбоубежищами в городе и т. д.
Знакомый высокопоставленный офицер ВСУ в ответ на мой 100500-й вопрос «Так будет война или нет?», в сердцах ответил: «Да скорей бы она началась уже! Мы-то готовы на 200%, а вопрос с ЛДНР иначе, чем через войну с Россией, не решить — так и останется на десятилетия».
Действительно, настроение у многих украинских военных можно охарактеризовать как «злое и веселое». Они сегодня вооружены, оснащены и мотивированы лучше, чем когда-либо за все годы независимости Украины. Более того, даже в 2014-м не собиралось ополчение таких масштабов — уже около миллиона человек. Правда, Зеленский требовал два миллиона в территориальную оборону, так что «план» не выполняется. Привыкшие не надеяться на власть и не доверять ей украинцы сами вооружаются и организуются, разбиваются на отряды по территориальному или другому признаку.
Позавчера хитом стала новость о том, что в оружейных магазинах Харькова люди раскупили все патроны. На Украине очень либеральные «оружейные правила», так что гражданин может купить себе много всего интересного, причем по вполне приемлемым ценам. И покупают сейчас действительно все — от древних винтовок Мосина до новеньких американских AR-15.
Зато в магазинах уже никто не раскупает крупу и консервы. Хотя видно, что люди нервничают, но стараются при этом шутить. Вчера в магазине услышал, как охранник говорил кассирше: «Ну, ты потерпи, пару дней всего осталось нам работать» (намек на то, что войну «назначили» на 16 февраля). А по соцсетям гуляет шутка «Давайте уже после вторжения» — пародия на популярный среди украинцев мем «Давайте уже после праздников».
Если же посмотреть на происходящее отстраненно и объективно, то получается, что панику, как ни крути, действительно, нагоняют американцы с британцами, а также оппозиция Владимиру Зеленскому (так что иногда кремлевская пропаганда не всегда и во всем врет), отчасти — секретарь Совбеза Алексей Данилов (правда, сегодня он всех успокаивал). «Плохой пример» рядовым украинцам, конечно, подали олигархи, дружной стайкой упорхнувшие на своих бизнес-джетах в направлении Европы, но простые граждане все равно не могут ему последовать.
Офис президента, наоборот, старается сбить кипение страстей. Там заявляют, что ВСУ находятся в полной боеготовности и хорошо вооружены, что российских войск возле украинских границ недостаточно для вторжения, что Байден в разговоре с Зеленским опроверг информацию СМИ, будто Россия готовит вторжение на 16 февраля. Провластные украинские СМИ пишут, что в США считают угрозу реальной, но видят прогресс в осуществлении мер дипломатического сдерживания — за агрессию будут санкции. Механика действий Украины — предельно укрепить оборону и подготовить армию к максимально длительным боевым действиям, чтобы враг понимал масштаб будущих потерь.
Что касается действий Москвы, слишком многое указывает на то, что происходящее — это просто ее стремление запугать Киев и Запад, чтобы добиться гарантий невступления Украины в НАТО. А стягивание войск к границам, в том числе в Белоруссию, — просто еще один элемент психологического давления. Как точно написал один из российских аналитиков, самый верный индикатор подготовки к войне — рост трафика военных грузов по железной дороге к границе. Забирать из гражданского оборота пришлось бы десятки тысяч вагонов одномоментно, чтобы кроме техники и солдат везти сотни тысяч тонн солярки, продовольствия, медикаментов, обмундирования, полевых кухонь и бань, стройматериалов и т. п. Но никакого роста пока нет. Никто из экспертов не наблюдает подобного.
Ожидается, что свой эффект даст и готовность Великобритании ввести санкции против российских олигархов, «гнездящихся» в Лондоне. И Лукашенко заявил о нежелании обострять отношения с Киевом — а это известный флюгер. Он пригласил к себе действительно заметного на Украине политика — Александра Мороза — и долго рассказывал ему, что война никому не нужна, что нет смысла портить отношения: «Мы родные люди, мы соседи. Это от бога. И все этим сказано. И будущее наше должно таким образом складываться, как у соседей».
Однако, пожалуй, главным успокаивающим фактором для украинцев стала появившаяся вечером 12 февраля новость о том, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил: в ближайшее время вторжение России на Украину не планируется. По его словам, были разные разведданные по этому вопросу, но российские и белорусские источники, с которыми Турция контактировала, их опровергли. Высокопоставленный чиновник призвал мировое сообщество сосредоточиться на диалоге и усилиях по снижению напряженности между двумя странами.
Это не случайно. Турция сейчас очень старается выступить региональным миротворцем и, в частности, организовать на своей территории прямые переговоры двух Владимиров — Путина и Зеленского. Хотя при этом турецкие власти настроены достаточно антироссийски: они поставляют Украине оружие и беспилотники (которые теперь совместно разрабатывают и производят), а также заявляют, что не позволят России превратить Черное море в свое «внутреннее озеро».
Что же касается других стран, то тут складывается впечатление, что они хотя и вооружают Украину в солидных объемах, но одновременно давят на Киев с тем, чтобы там в какой-то приемлемой форме, но все-таки официально отказались от стремления вступить в НАТО. Ну, или хотя бы поставили процесс на паузу. На Западе полагают, что даже это удовлетворило бы сейчас Кремль, которому важно не потерять лицо, отведя войска от границы, так и не добившись никаких уступок.
Так что компромисс, скорее всего, будет. Пропагандисты в Киеве заявят, что «враг испугался нашей решимости защищать родину», в Москве — что «удалось добиться от Запада значимых уступок и гарантий безопасности». В итоге все останутся при своем, и только жаль тысячи тонн сожженной солярки. Все же гонять войска взад-вперед — развлечение не из дешевых.
Кирилл Карасев, Киев