В психологическом смысле сегодняшний кризис вокруг Украины напоминает канун Первой мировой: тогда никто из ответственных политиков не жаждал войны, а население Европы не пребывало в милитаристском угаре. Дипломаты отчаянно искали выход из политического тупика. Однако им не удалось предотвратить катастрофу.
Сегодня мы наблюдаем, как распространяется фобия среди элит государств, находящихся далеко от Европы: одно за другим дипмиссии арабских стран, Австралии и т. д. рекомендуют своим гражданам покинуть опасный регион. Вот и авиакомпании отменяют свои рейсы, а США и Германия планируют перевести консульства с востока Украины во Львов.
Москва продолжает заявлять, что не намерена вторгаться на территории соседа, но на это уже не обращают внимание. Даже спокойный Китай проявляет некоторую нервозность и выражает надежду на мирный исход конфликта в Европе.
Сам факт переговоров европейских лидеров и Байдена с Путиным означает, что игра в постмодернистские перемигивания закончилась и мировые элиты начали осознавать реальную угрозу войны. Тем не менее есть обстоятельства политико-психологического свойства, когда участники конфликта не могут решиться сделать первыми шаг назад, не потеряв лицо. Поэтому Москва держит армию у границ с Украиной и проводит военные учения в Белоруссии, а Запад шлет солдат НАТО в Польшу и Прибалтику.
Хорошо, что президент Украины понимает всю шаткость мировой безопасности и действует осмотрительно и рационально: по всем признакам, наступать на Донбасс Киев не станет.
Вот уже больше месяца напряженность не спадает, а способов прекратить эскалацию не видно. Исторический опыт двух мировых войн научил элиты осмотрительному поведению в конфликтных ситуациях, но нельзя бесконечно балансировать на грани военного столкновения и манипулировать угрозами в отношении оппонентов.
В данных обстоятельствах много будет зависеть от журналистов и пропагандистов: войдут ли «ястребы» в разум или соблазнятся славой Герострата?
Андрей Хохлов, политолог