Posted 11 февраля 2022, 18:30
Published 11 февраля 2022, 18:30
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Главными темами середины февраля стали болезни лидеров сразу трех парламентских партий — Владимира Жириновского (ЛДПР), Геннадия Зюганова (КПРФ) и Алексея Нечаева («Новые люди»), версии о возможных кадровых перестановках из-за этого, судьба призыва к президенту признать ДНР и ЛНР, а также попытки заставить Джо Байдена прилететь на переговоры в Москву.
Первое известие о проблемах со здоровьем у крупных российских политиков пришло на этой неделе про Владимира Жириновского — лидера самой старой отечественной партии, зарегистрированной еще в СССР. В среду новость о том, что он заболел ковидом, получив поражение 75 процентов легких, и это несмотря на якобы сделанные аж восемь прививок, мгновенно разлетелась по СМИ и соцсетям. При этом попеременно приходили то известия, что на самом деле с главой ЛДПР все не так уж плохо и он активно руководит партией прямо из больничной палаты «еле успевая заряжать телефоны», то угрожающая информация, что Жириновского пришлось подключить к аппарату ИВЛ. Или даже что он уже «перестал узнавать близких». Возникла даже яркая конспирологическая версия, что это не ковид, а злонамеренное отравление.
На этом фоне пошли слухи, что все сколько-нибудь заметные однопартийцы Жириновского «ринулись в Кремль» в надежде, что из их числа выберут ему преемника. При этом чаще всего говорилось о том, что ЛДПР, хотя это и «партия одного вождя», не может просто так сойти на нет или вовсе исчезнуть, поскольку это одна из основных частей кремлевской системы имитационной демократии и управляемого парламентаризма.
При этом Жириновскому тут же припомнили и слухи о том, что путь в политику в позднесоветский период ему проложил КГБ, и все разговоры о, мягко говоря, своеобразной репутации. Но главное, обвинения в постоянных «договорняках» с Кремлем и торговле голосами в парламенте.
«Кто сможет занять теперь это место?», — всполошились ньюсмейкеры. И сразу посыпались догадки — одна другой экзотичнее. Например, в числе кандидатов на пост главы ЛДПР обсуждали лидера «Справедливой России — За правду» Сергея Миронова. Как альтернативный вариант — писателя и участника военных действий в Донбассе Захара Прилепина. Миронову и Прилепину надо как-то разделить свои недавно объединенные партии, потому что, как ходят слухи, сработаться они так и не смогли.
Есть также и вариант, что главой ЛДПР станет хабаровский губернатор, давний жириновец Михаил Дегтярев. Одолев мощную волну протеста в проблемном регионе, он зарекомендовал себя как полностью лояльный Кремлю политик.
Но самая неожиданная версия здесь — про «делегирование» Кремлем на роль преемника Жириновскому бывшего президента и премьера, а ныне замглавы Собвеза РФ Дмитрия Медведева. И неважно, что номинально он сейчас, как и Миронов, лидер совсем другой партии, в данном случае «Единой России».
Согласно этой версии, кресло председателя ЕР еще после выборов 2021 года захотели освободить под другого человека. Ну а Медведева, как автора нашумевшей в свое время визионерской статьи «Россия, вперед!», отправят превращать ЛДПР из пестрой стаи «соколов Жириновского» в настоящих либерал-демократов. В идеале, скажем, японского образца (хотя, конечно, при этом полностью лояльных Кремлю). Мол, настало время привести в соответствие название ЛДПР и ее политический курс.
Но кого же тогда на место Медведева отправят в «Единую Россию»? Под какого «другого человека» освобождают пост ее лидера? Тут версии тоже разнятся. Причем часть из них увязывается с другими слухами — о скорой замене губернатора Санкт-Петербурга. Сейчас северной столицей руководит Александр Беглов, но во время своей последней поездки в Питер Владимир Путин с ним даже не встретился, что многими трактуется как «черная метка». И вот, по первой версии, как раз Беглова с его богатым аппаратным опытом и перебросят на «Единую Россию».
Есть, правда, и смежная версия, что Беглова вообще уберут куда-нибудь на почетную пенсию, например, в Совет Федерации. Тем более президент все никак не заполнит свою квоту на назначение сенаторов.
Что касается кандидатов на пост петербургского градоначальника, то фаворитом у слухмейкеров сейчас считается Андрей Турчак, бывший глава Псковской области, а в настоящий момент влиятельный глава аппарата «Единой России». При этом говорится, что Турчака намеренно сделают еще более мощной политической фигурой, привлекая к нему всеобщее внимание и запуская слухи о том, что он-то и есть будущий преемник Владимира Путина.
Максимального развития это предположение получило в таком варианте: Андрея Турчака назначат сразу и председателем «Единой России», и петербургским губернатором. Если к этому активизировать еще и многолетнюю дискуссию о слиянии Петербурга и Ленинградской области в один регион, то всеобщая убежденность в том, что наконец назван «настоящий преемник», гарантирована.
Еще один вариант — сделать главой партии «Единая Россия» премьера Михаила Мишустина. У него якобы есть такие амбиции, равно как и шансы попасть в список кандидатов на президентских выборах.
Наконец, в главы партии власти прочат Сергея Собянина. Правда, при этом говорят, что хотя для московского мэра, умеющего использовать бюрократические рычаги, это и стало бы вполне реальной возможностью нарастить политический вес, сам он вряд ли сейчас на такое перемещение согласится.
В четверг, на следующий день после известия о госпитализации Жириновского, о том, что он заболел коронавирусом, сообщил лидер фракции Госдумы «Новые люди» Алексей Нечаев. Тут многие сразу вспомнили, что и главный коммунист России Геннадий Зюганов пребывает в почтенном возрасте, и уже были разговоры, будто Кремль срочно ищет ему замену, оказывая давление на КПРФ, чтобы партия избрала указанного ей лидера.
И вот, в пятницу СМИ снова стремительно облетела новость о том, что в больницу теперь попал и Геннадий Зюганов. И опять нет достоверных данных о состоянии его здоровья — лишь уверения соратников, что глава КПРФ находится на ежегодном плановом медобследовании, а информация о ковиде у него «раздута».
Однако обсуждению претендентов на место Зюганова это опровержение ничуть не помешало. Здесь традиционно называют имена видных партийных функционеров Юрия Афонина и Ивана Мельникова. При этом активно муссируются и слухи о том, что Кремль намерен внедрить в партию «варяга». В любом случае, там категорически не хотели бы, чтобы преемником Зюганова стал экс-кандидат в президенты Павел Грудинин.
Но КПРФ — это не ЛДПР. Ее голоса в свою поддержку Кремль приобретает скорее путем дипломатии, чем торговли. Недаром пресс-секретарь президента Дмитрий Песков даже соглашается комментировать эту тему в духе рассуждений о якобы полной независимости Компартии от Кремля. Вполне возможно, что переговоры с КПРФ на тему лидерства уже идут, причем, если верить старым слухам, начались они еще летом.
Впрочем, появилась совсем другая версия — что Зюганова специально попросили лечь в больницу, чтобы он не участвовал в работе над инициированным КПРФ проектом обращения парламента к президенту с призывом признать независимость ДНР и ЛНР. Заседание Совета Госдумы, где будет обсуждаться этот вопрос, запланировано на понедельник, 14 февраля.
Якобы есть опасения, что Зюганов своей активностью может помешать «разрулить» эту тему в нужную сторону. Мол, не случайно спикер Госдумы Вячеслав Володин решил сыграть на опережение и еще утром в пятницу «слил» у себя в Telegram информацию, что обсуждаются два варианта. Первый — попросить президента незамедлительно признать ДНР и ЛНР. Второй — направить обращение вначале в МИД России и другие правительственные структуры для получения отзывов, а затем «рассмотреть с учетом высказанных позиций». Иначе говоря, затянуть дело, отложив признание «народных республик» до лучших времен.
Что касается судьбы Донбасса и Украины в целом, то здесь вряд ли удастся полностью обойтись без переговоров России с Западом. Сейчас этот диалог отошел на второй план. Войны в ближайшие дни, вроде бы, не ожидается (хотя и тут есть разные мнения). Идут интенсивные консультации. В Москву один за другим прилетают лидеры и министры иностранных дел европейских стран. Но раз за разом без видимых результатов.
Если верить слухам, Кремль сейчас выбрал такую стратегию: говорить будем только с Байденом. И теперь демонстративно игнорирует попытки европейцев активно поучаствовать в переговорах.
Неформально Москва якобы посылает на Запад сигнал, что ждет новой личной встречи президентов России и США. Причем лучше всего, чтобы Джо Байден сам прилетел в Россию. Тогда якобы и переговоры пойдут быстрее и успешнее, да и некоторые запредельные требования, сформулированные в декабрьском российском ультиматуме, можно будет «вывести за скобки», а то и вовсе забыть.
Иван Преображенский