У «Газпрома» «странный способ вести бизнес», — заявила на этой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, подразумевая, что в ситуации, когда в Европе растут цены и спрос на газ, российская монополия не стремится наращивать туда поставки своей продукции.
На фоне продолжающегося топливного кризиса, который обострился в связи с ожиданиями начала боевых действий на территории Украины, на этой неделе состоялось заседание Энергетического совета ЕС-США. По его итогам была подчеркнута «недопустимость использования поставок энергии в качестве рычага геополитического давления». В соответствующем заявлении совета говорится, что он намерен «усиливать энергетическую безопасность участников Восточного партнерства». При этом специально уточняется, что «речь идет о таких странах, как Украина, Молдавия».
Ведутся переговоры об увеличении объемов поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Европу из США, Катара, Азербайджана, Норвегии и других государств. Кроме того, правительство Японии согласилось перенаправить часть закупаемого страной сжиженного газа в Европу в случае, если украинский кризис вызовет перебои в поставках из России.
Ситуацию, складывающуюся в связи с этими обстоятельствами на газовом рынке, «Росбалту» прокомментировал партнер российского консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
— В заявлении Энергетического совета ЕС-США упоминаются реверсные поставки российского газа на Украину и в Молдавию из Европы. Но эта схема работает уже довольно давно — примерно с 2015 года Киев не закупает российский газ напрямую. Поэтому не очень понятно, что нового в таком решении?
— Термин «реверсные поставки» не совсем правильный. Когда-то и Польша, и Украина покупали газ у неких компаний на Западе, которые, в свою очередь, были покупателями российского газа. Этот газ, когда он по трубопроводам шел через территорию Украины и Польши на запад, в этих странах фиксировался как свой. В счет того, который они закупали, скажем, у немецких или словацких компаний. Эта схема и называлась «реверсом».
«Газпром» этому делу еще до 2014 года сильно воспротивился, и эта практика была прекращена. Сейчас она не существует. Теперь на Украине построили трубопроводы, которые идут из Словакии и Венгрии. Соответственно, Киев покупает газ у неких компаний в Европе, которые поставляют ей его из Венгрии и Словакии. Этот газ у торговцев может быть смешан с норвежским, алжирским или еще каким-то, и принадлежит он не России, а какой-то торговой компании. Так что это уже не реверсные поставки, а покупка топлива в Европе.
— Насколько я помню, до 2014 года Украина обеспечивала свои потребности в газе за счет собственных запасов примерно на четверть от необходимых ей объемов. Остальное она до этого времени получала из России…
— Потребность Украины оценивалась тогда примерно в 50 млрд кубометров в год. На ее территории добывается около 20-22 млрд кубометров в год, то есть несколько больше трети от необходимого. Другую часть страна закупает на внешнем рынке. Сегодня ее потребности несколько сократились, но, тем не менее, у России она газ больше не закупает.
— Я помню, как в 2013 году, накануне Майдана, «Газпром» продавал «братской» Украине газ дороже, чем Германии…
— Не только Украине. Всем странам Восточной Европы. Если они были критически зависимы от российских поставок, они платили за российский газ больше, чем, скажем, Франция или та же Германия, которые закупали углеводороды и в других государствах. Евросоюз и Еврокомиссия еще тогда обращали внимание, что это политическая дискриминация или использование монопольного положения «Газпромом» для того, чтобы просто накручивать цены.
— А вот Молдавия, которая кроме того, что она платит за газ, потребленный на контролируемой ею территории, оплачивает еще и ту его часть, что поставляется «Газпромом» Приднестровью, — она может сегодня также «слезть с российской газовой трубы», как несколько лет назад это сделала Украина?
— Теоретически может. Правда, для Молдавии у «Газпрома» были скидки. Однако у Кишинева все равно нет возможности оплачивать газовые контракты. У них просто нет денег.
— В заявлении Энергетического совета ЕС-США говорится также о поставках Киеву и Кишиневу сжиженного природного газа. Какие могут быть маршруты его доставки? По железной дороге от портов? Не скажется ли такая логистика на стоимости этой продукции для конечных потребителей?
— Нет, по железной дороге газ доставляется только в специальных цистернах и на короткое расстояние. Такая транспортировка имеет место внутри некоторых стран — в Японии, Китае, Норвегии. А основные маршруты по доставке сжиженного газа проложены по морю, его перевозят в танкерах. Например, польская компания закупила СПГ в США, затем она перегоняет его на терминал, расположенный в порту Свиноуйсьце на Балтийском море, где его регазифицируют (то есть снова превращают в газообразное состояние), а затем по трубе отправляют на Украину.
Сейчас такой же терминал для приема сжиженного газа с танкеров строят на своей территории в Александруполисе греки. 20% акций его будет принадлежат болгарам. Этим летом завершится строительство газопровода, по которому газ с этого терминала будет поступать в Болгарию и Румынию. На Украину и в Молдавию его также можно будет отправлять.
— А не сказываются все эти операции по переработке и транспортировке сжиженного газа на его стоимости?
— Конечно, сказываются. У того же «Газпрома» уже есть наработанная инфраструктура, и его газ по себестоимости считается дешевле. СПГ становится конкурентоспособен, когда поставляется морем на расстояние от 2000 морских миль и выше. В этом случае он может конкурировать с трубопроводным.
— Но насколько я понимаю, играют роль и политические мотивы в поставках газа. Не случайны слова Урсулы фон дер Ляйен про «странный способ вести бизнес»…
— Все верно. «Газпром» ведет себя не как коммерческая компания, а как политический инструмент Кремля.
Беседовал Александр Желенин