Сегодня председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев огласил статистику: оправдательных приговоров в российских судах — менее 1%. Ничего нового. По 2020 году есть точная статистика: российские суды вынесли 1931 оправдательный приговор против 562 906 обвинительных. Таким образом, доля оправдательных приговоров составила 0,34%. Вероятно, и по итогам 2021 года будет похожая цифра.
Очень многие теперь сравнивают число оправдательных приговоров в наше время и советское, особенно при Сталине. И это сравнение — в пользу советского времени.
Например, в 1936 году народными судами было вынесено 10,9% оправдательных приговоров, в 1937-м — 10,3%, в 1938-м — в пик Большого террора! — 13,4%. Дополнительно в 1930-е около 4% дел прекращали из-за окончания срока следствия, который тогда ограничивался двумя месяцами.
Даже военные трибуналы в период Великой Отечественной войны выносили 7% оправдательных приговоров.
И по политическим статьям выносили большое число ОП. В своей книге «Опричники Сталина» Алексей Тепляков приводит следственную статистику по Западносибирскому краю за 1935–1936 годы. Например, в период с 20 декабря 1935-го по 20 апреля 1936 года там было возбуждено следствие по 1100 «контрреволюционным» делам, по которым были привлечены 2470 человек. В ходе расследования органами НКВД были прекращены дела 9,5% подозреваемых, еще 6,7% арестованных оправдала прокуратура.
Но здесь надо делать поправку. Высокий процент оправдательных приговоров был только в народных судах, но он никак не касался работы печально знаменитых «троек», где подсудимый фактически не имел шансов на оправдание, даже если его вина не была доказана. Процент оправдательных приговоров, вынесенных репрессивным органом, был ничтожно мал — 0,03%. Это лишь около 500 оправдательных решений на 1,5 млн обвинений «тройками». Они развернули свою деятельность 30 июля 1937 года после выхода приказа НКВД № 00447 по репрессированию «антисоветских элементов».
Но «тройки» — это внесудебная система. Судебная же система в СССР оставалась с высокой долей независимости. Также как и прокуратура.
При Хрущеве доля ОП снизилась до 4-5%, при Брежневе — до 1-1,5%. Но при Брежневе в 4 раза выросло число решений по кассациям о снижении сроков или их замене (с реального на условный или другие виды). И в 3 раза выросло прекращение дел в досудебный период (не уложились в сроки расследования, нарушения при следствии).
Сегодня же суд превратился в часть силовой «вертикали» ФСБ-СК-МВД-прокуратура-суд. О его независимости можно говорить с большой натяжкой. Оправдательный приговор выглядит как «неуд» всей силовой вертикали, и на такое самобичевание она пойти не может. Даже по делам, шитым белыми нитками, суд должен вынести хоть какой-то приговор, хоть условный или такой, при котором освобождают в зале суда. Это считается сегодня «оправданием».
Павел Пряников, журналист