Posted 8 февраля 2022, 14:07
Published 8 февраля 2022, 14:07
Modified 1 февраля, 17:15
Updated 1 февраля, 17:15
В Японии заметно ужесточили тон высказываний по проблеме Южных Курил, которые стали почти совсем травоядными (по местным меркам) во времена ныне уже бывшего премьер-министра Синдзо Абэ. Из них тогда вдруг исчезли такие термины, как «незаконная оккупация», «наши исконные территории».
Вернее, все эти выражения оставались в старых официальных документах, тихо висели на сайте МИД, однако в публичных выступлениях деятели правительства их избегали, опасаясь рассердить скорую на отпор Москву. Потому что премьер Абэ в силу некоторых обстоятельств верил, что сможет договориться об окончательном решении проблемы, получив от России хотя бы только ничтожную часть Южных Курил, примерно 7 процентов их площади. И был готов, говорят, даже на чисто виртуальную символическую передачу этих территорий — лишь бы поставить точку в затяжном споре.
Но надежды, как было ясно с самого начала, не сбылись, и в разочарованном Токио стали откатывать назад — хотя пока еще не на полную катушку. Накануне, например, в японской столице был очередной ежегодный Общенациональный митинг за возвращение северных территорий, их проводят 7 февраля — в память о подписанном в этот день первом русско-японском договоре 1856 года, т. н. «Симодском трактате».
В нем Санкт-Петербург соглашался на границу по проливу между курильскими островами Уруп и Итуруп. Т.е. отдавал Японии именно те острова, которые она сейчас называет своими северными территориями и требует вернуть. Конечно, «Симодский трактат» давно потерял юридическую силу, но в глазах наших островных соседей документ имеет важное значение — он им показывает, что до продвижения советских войск в 1945 году эти острова юридически не принадлежали никому, кроме их страны.
Короче, на митинге в Национальном театре в центре Токио (проходил, кстати, в видеоформате) ситуация была забавной: нынешний премьер-министр Кисида и его министр иностранных дел Хаяси в своих выступлениях были по-прежнему предельно сдержанны и осторожны. Никаких обвинений в адрес Москвы, никаких резких терминов — максимум, что было, так это выражение сожаления по поводу того, что проблема не решается уже 76 лет после окончания войны. Премьер повторил уже навязшее в зубах заявление о намерении «упорно вести переговоры о заключении мирного договора с Россией».
Но фишка была скрыта в заранее заготовленном и распространенном воззвании, которое виртуально приняли участники митинга. В него возвращен почти весь джентльменский набор: «„Мы не можем смириться с тем, что четыре северных острова вот уже 76 лет находятся под оккупацией России без законных на то оснований“. Южные Курилы называются в воззвании „исконными территориями нашей страны“. Остается только восстановить прежний чеканный термин „незаконно оккупированные исконные японские территории“». Впрочем, в воззвании это уже фактически сделано.
Но этот текст — как бы документ общественный, типа самодеятельный, крик души японского народа. Следующий этап — вернуть такую терминологию в заявления премьера и других официальных лиц. Интересно, когда и при каких обстоятельствах это произойдет.
Василий Головнин, журналист