Главный редактор русскоязычной «Газеты Плюс» (Торонто) Алла Кадыш делится впечатлениями о бурных событиях в Канаде, где дальнобойщики организовали «Конвой свободы» и потребовали отставки правительства Джастина Трюдо. Поводом для этого стало распоряжение властей Канады о введении для водителей ковидных паспортов для пересечения границы с США. Полностью рассказ об этих событиях можно услышать в подкасте «Росбалта» «Включите звук».
— Почему требование паспорта вакцинации для водителей при пересечении границы с США вызвало такой бурный протест?
— Локдауны в Канаде были достаточно жесткие. За два года все устали, люди были недовольны. Сейчас подошел момент, когда уже всем понятно, что конец ограничениям близок. «Омикроном» не так сильно болеют.
15 января появился закон, который запрещает дальнобойщикам пересекать границу, если они не вакцинированы. Вернее не запрещает, а заставляет, если они непривитые, сидеть в карантине и делать тесты, которые стоят денег. Этого никто не хочет, это отнимает у них время.
Но это правило действует с двух сторон. Невозможно его отменить в Канаде не отменив в Соединенных Штатах. Для того чтобы пересечь границу в ту сторону, на юг, все равно нужно быть привитым, либо сдавать тест и сидеть в карантине. Там точно такое же законодательство.
— А организаторы «Конвоя свободы» это понимали? Они на что рассчитывали?
— Опять-таки кто в деталях разбирается? Народ введением этих правил был сильно недоволен. Изначально конвой дальнобойщиков пользовался большой популярностью. Люди встречали их, как освободителей. Они едут по дорогам, а люди стоят на мостах, размахивают канадскими флагами. И все было бы замечательно, если бы дальнобойщики проехали и на этом все закончилось, но воодушевленные своим успехом, они решили остаться. Это было их страшной ошибкой.
Первые выходные прошли в праздничных гуляниях, полиция их не трогала, и все было замечательно. В понедельник, когда всем надо на работу, детям в школы, траки стоят и гудят. Они перегородили весь город. Сами понимаете, какой воздух из-за выхлопных газов, плюс они гудят день и ночь. Люди, которые там живут, не хотят это слышать. Среди жителей Оттавы росло недовольство всем этим.
Плюс дальнобойщикам все стали говорить, чтобы они предъявили свои требования. Они это сделали. После чего всех политиков, которые на их фоне фотографировались, которые считали, что эта политическая сила им очень пригодится, как ветром сдуло.
— Что же там было такого крамольного?
— Оказалось, что в их требованиях нет почти ничего по поводу этих ковидных ограничений. На самом деле они требуют свержения правительства. Они хотят, чтобы генерал-губернатор распустил парламент. Канада не та страна, чтобы к такому отнестись положительно. У нас выборы только что прошли. 68% населения Канады дальнобойщиков не поддержало, согласно опросам. Жители Оттавы подали на них в суд за нарушения тишины. Деньги дальнобойщиков арестовали.
Если бы они, как их просили, разошлись после первого уик-энда, то им бы была обеспечена всенародная поддержка и всеобщая любовь, но из-за того, что они слишком воодушевились своим успехом, этого не произошло. Через неделю протесты во всех городах прошли, как у нас обычно проходят манифестации. Нигде тяжелую технику в города не пустили. В Оттаве грузовики еще стоят, но уже понятно, что общественное мнение не в их пользу.
— Как это все может отразиться на политической жизни Канады? Известно, что в оппозиционной консервативной партии начались проблемы, хотя логичнее было бы ожидать такого у правящих либералов.
— Нужно понимать, кто участвует, а кто руководит этим протестом. Там много тех, кто увидел лозунги: «Freedom», «Свобода от локдаунов», и примкнул к движению. Но его основную базу составляют совсем другие люди. Это — крайне правые. У нас консерваторы считаются правыми политиками, а эти активисты в три раза правее их.
Женщина, которая собирала деньги на «Конвой свободы», является лидером маленькой сепаратистской партии, выступающей за отделение от Канады провинции Альберта. У этой партии нет ни одного человека в парламенте, их никто не поддерживает.
Именно такие люди стали организаторами протестов. Они просто хотят сместить либеральное правительство. Канадцы могут не любить Джастина Трюдо, я тоже его, например, недолюбливаю, но это не значит, что я буду пытаться сместить премьер-министра недемократическим способом. У нас выборы для этого есть.
Изначально консервативные члены правительства фотографировались на фоне грузовиков. Они думали, что это движение, которое им поможет. После того, как были опубликованы результаты опроса общественного мнения и стало ясно, что большинство канадцев дальнобойщиков не поддерживают, в консервативной партии начался раскол.
Лидер консервативной партии, который считался центристом, был смещен со своего поста. За последние два с половиной года консерваторам придется выбирать нового лидера уже в третий раз. Это раскол и шатание в партии, которые вообще никому не нужны. Нам нужна сильная достойная оппозиция. Люди, которые приехали в Оттаву сместить Трюдо, в результате сместили Эрина О’Тула — лидера консерваторов.
— Забавно. Как сегодня канадцы оценивают деятельность премьер-министра?
— У Трюдо рейтинг довольно низкий был последние два года. Во время пандемии, инфляции никто не может рассчитывать на хорошие цифры. Плюс, если сначала люди по поводу Трюдо были в бешеном восторге, то сейчас все уже понимают, что он не такой достойный лидер, как многие думали. Но вся эта история только прибавила ему популярности, потому что его пытались сместить незаконным образом. Это только добавило ему очков. Я считала, что он уйдет в отставку, но в результате всей этой истории может получиться, что он получит на следующих выборах еще четыре года.
Беседовал Петр Годлевский