Posted 7 февраля 2022, 13:03

Published 7 февраля 2022, 13:03

Modified 1 февраля, 17:14

Updated 1 февраля, 17:14

Аналитик Крутихин предрек печальную судьбу «засекреченному» пекинскому контракту «Газпрома»

7 февраля 2022, 13:03

Экономический аналитик Михаил Крутихин оценил перспективы исполнения соглашений о поставке в Китай газа и нефти, подготовленные «Газпромом» и «Роснефтью». В комментарии для издания Gas&Money он указал речь идет документах, предполагающих ежегодную поставку в КНР 10 млрд кубометров газа по новому «дальневосточному» маршруту и 10 млн т нефти через Казахстан.

«В случае „Роснефти“ все просто и прозрачно, — отметил он, напомнив о подписанном в 2013 году контракте компании с CNPC, по которому китайцы с 2017 года получают транзитом через казахстанскую территорию ежегодно по 10 млн т нефти для своих НПЗ, расположенных в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. — В Пекине в этот раз состоялось подписание поправки к контракту, который истекал в 2023 году. Теперь привычные регулярные поставки того же объема нефти будут продолжаться еще десять лет. Ничего сенсационного или срочного в этой поправке нет. Более того, она закрепляет на новый период ежегодный объем нефти, поставляемой по казахстанскому маршруту».

А вот с контрактом «Газпрома», указал эксперт, «далеко не все ясно».

Крутихин пояснил, что «дальневосточный» маршрут, по которому в Китай должен пойти газ, — это уже построенная магистраль Сахалин-Хабаровск-Владивосток, проектная мощность которой 33-35 млрд кубометров в год.

«Но для достижения такой пропускной способности „Газпрому“ надо построить дополнительно 12 компрессорных станций, поскольку сейчас трасса с трудом прокачивает до Владивостока 1,5 млрд кубометров. К тому же для выхода на территорию КНР предстоит проложить от этой магистрали в Приморье один или два трубопроводных перехода через границу. В техническом отношении превратить трассу в экспортную несложно. Остается понять, откуда возьмутся обещанные по новому контракту 10 млрд кубометров газа в год», — пояснил Крутихин, отметив, что на Сахалине у российской компании таких объемов нет.

«Получается, что китайцам пообещали газ с проекта „Сахалин-3“, где „Газпром“ работает без партнеров», — рассуждает аналитик.

Он добавил, что основной источник там — шельфовое Южно-Киринское месторождение. Однако данный объект оказался под американскими рестрикциями.

«Единственный вариант для налаживания добычи там газа — подводные комплексы (условия не позволяют работать с платформ или с берега), а те немногие фирмы, которые способны изготовить и смонтировать на морском дне нужные комплексы — либо американские, либо не желающие нарушать режим санкций. Освоение месторождения отложено на неопределенный срок, что ставит под сомнение новый контракт „Газпрома“ с китайцами», — указал Крутихин.

Правда, считает он, можно подключить «Силу Сибири».

«Когда „Газпром“ планировал „Силу Сибири“, то среди вариантов организации инфраструктуры рассматривался и такая схема: газ из Якутии и Иркутской области пойдет в Китай через границу около Благовещенска, но часть его направится по трубе в Хабаровск, где этот поток сольется с газом с Сахалина, — отметил аналитик. — Объем поставок по ветке из Якутии рассчитывался на уровне 9-10 млрд кубометров в год. Без сахалинского газа и без завода СПГ этот объем мог бы по трассе Хабаровск-Владивосток дойти до китайской границы».

Крутихин добавил, что условия пекинского контракта «Газпрома» не раскрываются.

«Понятно пока одно: если в нем предполагается получение газа с Сахалина, то ждать такой возможности придется еще долго, да и санкции против участия зарубежных технологических компаний в подобных проектах могут быть расширены. Что касается выхода „Силы Сибири-2“ (магистраль, которая соединит районы традиционной добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе с Китаем через Монголию) на Хабаровск, то главным препятствием здесь остается колоссальная стоимость нужной инфраструктуры, которая вряд ли окупится в обозримой перспективе — особенно если учитывать низкую цену, которую китайцы платят за российский газ „Силы Сибири“. Хотя, конечно, разве отсутствие перспектив окупаемости останавливало „Газпром“ от политизированных мегапроектов?» — резюмировал эксперт.

На днях, напомним, президент РФ Владимир Путин в ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином объявил, что российские компании подготовили «очень хорошие новые решения» по поставкам в Китай углеводородов.

Сообщалось также, что «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочный контракт на поставки голубого топлива по «дальневосточному» маршруту. «После выхода проекта на полную мощность объем поставок российского трубопроводного газа в Китай увеличится на десять миллиардов кубометров и в совокупности достигнет 48 миллиардов в год (включая поставки по магистральному газопроводу „Сила Сибири“)», — говорилось в сообщении «Газпрома».

Подпишитесь