Новый клип проекта Сергея Шнурова «Зоя» на песню «Шмарофон» всего за пару дней успел вызвать массу откликов в соцсетях и словесные дуэли музыканта с Ксенией Собчак (которой, собственно, и посвящено это «творение»), ее бывшим и нынешним мужьями, а также с продюсером Иосифом Пригожиным, редко пропускающим хайповые темы российского шоу-бизнеса.
Но за упражнениями наших селебрити во взаимных оскорблениях (тут сомнений в их талантах нет) от внимания ускользнуло качество самого нашумевшего продукта. А оно, прямо скажем, отвратное.
Ничего, кроме испанского стыда, клип не вызывает. И дело не в моральных аспектах этой провокации, а в абсолютной творческой импотенции (волей-неволей вспоминается участие Шнурова в рекламе препарата для мужской силы).
В чем причина такого провала — в эмоциональном выгорании коллектива, в дефиците идей или в том, что ставка сознательно делалась исключительно на неизбежный скандал, — сложно судить. Но получился даже не забавный трэш, который свойственен «Ленинграду», а просто грубая халтура. И последующие попытки Шнурова объяснить, что он, мол, хотел показать Собчак ее же саму, поэтому решил говорить на ее языке, выглядят неубедительными.
Хотя один момент, конечно, музыкант и продюсер может занести себе в актив: ему удалось всколыхнуть светское болото двухминутным роликом с полным отсутствием сюжета. «Ленинград» всегда отличался меткой сатирой, узнаваемыми гротескными образами и здоровым цинизмом. Теперь же Шнуров, видимо, решил действовать по принципу «и так сойдет». Ведь для того, чтобы вызвать бурю в стакане воды, с креативом и эстетикой можно не заморачиваться.
«Шмарофон» сводится к зачитыванию солисткой Зоей (под этим псевдонимом работает певица Ксения Руденко) текста обо всех скандалах, связанных с Собчак, и жалким попыткам поиронизировать над ними. Эксплуатировать набившее оскомину сравнение Ксении с лошадью, на котором по сути и держится весь номер, — это полный кринж. Остроты по поводу внешности имеют право на существование даже в эпоху бодипозитива и политкорректности, но сделать их реально смешными и интересными — задача не из простых.
Не могу также умолчать про отсутствие динамики и убожество декораций, которое навевает ностальгические воспоминания о веселом и хулиганском «Экспонате» или жутковатом, но захватывающем «Кольщике». После просмотра «Шмарофона» кажется, что коллектив отрабатывал номер через не могу: солистка откровенно тужится, и даже высовывание языка в финале — этакая попытка в искренность — смотрится по-детски беспомощно. Хотя к самой Зое, пожалуй, претензий меньше всего, она просто прилежно исполняет отведенную ей роль.
Что касается затронутой в тексте темы личной жизни Собчак, то шутки про измены и детей — очень тонкий лед, вставая на который нужно быть готовым получить по морде. Однако пока Максим Виторган и Константин Богомолов ограничились словесными пощечинами, породив массу броских заголовков в СМИ.
Также в клипе прошлись по фильму Собчак об «инфоцыганстве», интервью с автором «Марафона желаний» Еленой Блиновской и автокатастрофе с участием журналистки в Сочи. Опять же, не будем касаться этики: мало кто сомневается, что Ксения за годы в шоу-бизнесе отрастила достаточно крепкую броню, и ликование отдельных поклонников клипа по поводу того, что ее «уделали», смотрится очень наивно. Ей к черному пиару не привыкать, и она давно научилась извлекать из него максимальную выгоду.
Если бы Шнуров взялся обработать какую-нибудь знаменитость с более благопристойным имиджем, в этом могла быть хоть какая-то новизна и провокация. В попытках же задеть Собчак он выглядит проигравшей стороной.
Вообще, с возрастом многих людей начинает тянуть на мелочные сплетни и устаревшие шутки. Остается лишь надеяться, что Шнуров сможет взять себя в руки и вернуться от склочничества к творчеству.
Людмила Семенова