Проблемы с уборкой мусора в Санкт-Петербурге стали причиной настоящей медиавойны между российскими знаменитостями.
Напомним, цепную реакцию запустил клип «Пока так» группы «Ленинград», в котором Сергей Шнуров обвинил власти Петербурга в плохой организации вывоза отходов.
При этом «Фонтанка» обратила внимание на то, что «Ленинград» внес свою лепту в мусорный коллапс: артистам показалось, что съемочная площадка выглядит неубедительно, поэтому они доверху закидали и двор, и заполненные наполовину контейнеры привезенными на арендованной машине мусорными мешками. Впрочем, это было не единственной причиной, по которой Шнура жестко критиковали за его новое «творение».
В хайпе на проблемной теме музыканта обвинили губернатор Александр Беглов и вице-губернатор Валерий Пикалев, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и журналистка Ксения Собчак, перепостившая материал «Фонтанки» у себя в Telegram c вопросом: «А обратно мусор забрали?»
В ответ через пару дней Шнуров выпустил клип «Шмарофон», где проехался по некоторым фактам из биографии Собчак. Перепалка двух звезд быстро перешла на личности. В этом конфликте многие поддержали Собчак: певца назвали «отморозком», «хулиганом на подсосе» и заявили, что он «отрабатывает чей-то заказ на горы мусора в Петербурге». «Вы у меня спрашиваете комментарий по поводу кучи нечистот, лежащей посреди великого города? Тут нужен не комментарий, а ассенизаторская машина», — так отозвался о клипе Шнура режиссер Константин Богомолов.
А пока Шнуров выясняет отношения с селебрити и издевательски извиняется перед Бегловым, власти города и «Невский экологический оператор» активно наводят порядок на контейнерных площадках во дворах и в системе вывоза отходов в целом.
Так, администрация Санкт-Петербурга запустила на сайте заксобрания «тепловую карту», которая отражает уровень проблем с вывозом отходов. На ней видно, в каких районах и в чьей зоне ответственности больше всего жалоб на переполненные контейнеры.
«Тепловая карта — это важный инструмент, который поможет наглядно отразить динамику изменения ситуации, связанной с реализацией реформы системы обращения с ТКО в нашем городе, — пояснил инициатор проекта, председатель городского парламента Александр Бельский. — Мы сможем понять, какие структуры лучше справляются с вывозом мусора, насколько эффективна сегодняшняя система, как выполняют свои обязательства региональный оператор и управляющие компании. Уверен, это поможет оперативно решить стоящие перед городом проблемы с вывозом мусора».
Судя по «тепловой карте», в январе основные сложности с вывозом ТКО в Петербурге выпали на долю «ЭкоЛэнда». Это новый подрядчик, который пришел на смену Автопарку № 6 «Спецтранс». Последний не смог грамотно подготовить документы для участия в конкурсе и, проиграв тендер, с 26 декабря перестал выводить мусоровозы на линию.
Замена контейнеров «Спецтранса» на контейнеры «ЭкоЛэнда» срывалась, а дворники почему-то отказывались открывать дворы и выкатывать контейнеры новому подрядчику. «Саботаж и дискредитация власти», — так описал происходящее губернатор Беглов.
Причиной саботажа, насколько можно судить, стали деньги. Годами компании, специализирующиеся на обращении с отходами, работали по черным и серым схемам. Мусор из контейнеров не отправляли на сортировку и переработку, как того требовало законодательство, а передавали фирмам-однодневкам. Те тоже не заморачивались с экологическими стандартами, выбрасывая содержимое баков в ближайших лесах. А деньги, которые нужно было направить на сортировку вторсырья и захоронение отходов на спецполигонах, оседали в карманах руководителей этих контор.
Теперь за весь цикл обращения с ТКО в Петербурге отвечает единый региональный оператор. Прежде всего, это должно избавить город от недобросовестных игроков мусорного рынка.
Передел сферы обращения с ТКО ожидаемо не понравился донам «мусорной мафии», поэтому они до последнего не оставляли попытки удержать в своих руках источники нелегальных богатств: заваливали ФАС жалобами, блокировали подъезд к контейнерам для новых подрядчиков и просто забирали баки со своих площадок.
Тем не менее сейчас Петербург успешно выходит из коллапса: число жалоб от горожан снизилось, больше 91% заявок на вывоз отходов уже обработали. Мусоровозы в городе работают по 16-17 часов каждый день, так что число «горячих» точек на «тепловой карте» будет неизбежно снижаться.
Глеб Иванов