Posted 1 февраля 2022, 15:13
Published 1 февраля 2022, 15:13
Modified 30 марта, 08:21
Updated 30 марта, 08:21
В теории благоустройство — задача муниципальных властей и профильных городских ведомств. За озеленение, новые фонари и детские площадки отвечают именно чиновники — они же, правда, и становятся мишенью народного гнева, как только что-то идет не так.
Между тем, как показывает практика, результатов зачастую удается добиться, только когда люди начинают объединяться на местах, чтобы привести в порядок пространство вокруг своих домов. Пример такой гражданской оживленности — двор на ул. Марата, 50 в Петербурге. Соседи понемногу перестраивают территорию, выходят на субботники и продвигают идею создания музея в исторической квартире, где собирались композиторы-классики. Что из этого получается, выяснял корреспондент «Росбалта».
Здание, построенное в 1880-х годах архитектором Василием фон Геккером в стиле эклектика, находится в самом центре Северной столицы. До революции это был доходный дом семьи Беляевых, один из членов которой был большим ценителем музыки. Поэтому здесь часто проводили творческие вечера, постоянными гостями которых были Римский-Корсаков, Бородин, Лядов и многие другие знаменитые композиторы. Теперь в доме живут петербуржцы, которых объединяет стремление благоустроить окружающее пространство и сохранить историю.
А работы на этом направлении немало. Если фасад архитектурного памятника еще напоминает о былом великолепии, то за закрытыми воротами — внутренний двор с обшарпанными бежевыми стенами, на которых, как шрамы, виднеются зацементированные пятна и слетевшая штукатурка. Одноэтажные каретники с обветшалыми деревянными воротами стоят закрытые и бесхозные.
Но сквозь общую неухоженность уже видны первые результаты совместных усилий жильцов: новая детская площадка, новогодняя елка, горшки для растений, покрашенные кое-где стены и, конечно, «Кошкин дом».
«Мы очень многое делаем за свой счет. Сажаем цветы, выращиваем виноградную лозу, штукатурим стены, красим арки… А это — домик для котов. Питомцев у нас одиннадцать, — показывает на небольшую деревянную „избушку“ местная жительница Полина. — Организовали им здесь трехразовое питание. Лечим, стерилизуем».
В подтверждение рассказа навстречу выходят два усатых жителя кошачьего домика, которые, правда, тут же скрываются за углом — видимо, посторонних не любят. Нужно сказать, что легкий неприятный запах можно почувствовать только вблизи их жилища. Кажется, Полина не лукавит — убираются соседи во дворе хорошо.
«Раньше здесь стоял огромный бетонный забор, который появился еще в начале девяностых. Тут жили гастарбайтеры, технику хранили. Полный бардак. Потом они ушли, а забор остался. Мы долго рассылали письма в комитеты, администрацию, чтобы понять, кому принадлежит ограждение. Все отреклись. Так что полтора года назад мы собрали деньги, вызвали службу, которая снесла и увезла забор», — рассказывает Полина.
За последние четыре года местные жители не раз сталкивались с перебоями электричества. У некоторых из-за скачка напряжения даже сгорела бытовая техника. Ответственные службы обещают наладить инфраструктуру. Обсуждаются и проекты благоустройства двора. Но пока активистам приходится справляться самостоятельно.
Один из объектов такой кооперации — дорожка со стороны дома № 36 на Разъезжей улице, вплотную примыкающая к дому на Марата, 50 и ставшая одной из множества «жертв» петербургской непогоды в январе 2022 года: температурные качели застелили землю сплошным льдом. В итоге соседи сами вышли с лопатами очищать территорию.
«Не могли терпеть. Выходишь — и на коленках ползешь до выхода. Один молодой парень упал и разбил голову. Сотрясение головного мозга, царапины на лице», — рассказывает Полина.
Она выложила фотографии с субботника в Instagram-аккаунте двора. Публикацию заметили городские журналисты — и дом в одночасье прославился. Так соседи с улиц Разъезжей и Марата показали всему Петербургу, что можно бороться за чистые дорожки самостоятельно, если коммунальщики не справляются с нагрузкой.
«Честно, мы не ожидали подобного фурора в СМИ», — удивляется Полина.
И сегодня территория, несмотря на продолжающуюся непогоду, выглядит чистой и ухоженной. Даже мусорный коллапс, охвативший город после стартовавшей реформы обращения с отходами, обошел двор стороной.
И тут взгляд цепляется за разбитое окно на третьем этаже. Оказывается, именно в этой квартире в конце XIX века проходили еженедельные музыкальные вечера: лесопромышленник, меценат Митрофан Беляев приглашал композиторов из легендарного объединения «Могучая кучка», а также Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Петра Чайковского и других музыкантов, в том числе зарубежных.
«Там сейчас никто не живет, света нет. Соседей ни разу не видела. А ведь знаете, это ведь фантастическая квартира. До сих пор в ней стоит рояль той эпохи. А какие бесподобные камины, портреты, лепнины!» — восторгается Полина.
В этот момент к разговору присоединяется еще одна местная жительница, Татьяна, которая в свое время и создала соседский чат, чтобы организовать благоустройство территории.
«Есть информация, что нашелся другой собственник. Какое-то движение, начали выгружать вещи», — рассказывает женщина.
Соседи искренне верят в идею создания музея-квартиры ради сохранения музыкального наследия. Но за полтора года письма в районную и городскую администрации не помогли. Жилье находится в частной собственности, выкупать помещение чиновники не спешат, да и отдельный вход сделать не получится — а этого требует закон. Квартиры в доме оцениваются в 20-25 млн рублей — цифры посильные для города, уверены собеседницы.
«Но шансы минимальные. Потому мы предлагаем другие варианты, пусть и аура уже будет не та. Например, организовать музыкальное пространство в каретниках, помещения здесь большие.
Получится такой двор-память, — отмечает Татьяна. — Нам нужен резонанс. Нужна воля властей. Всегда есть какие-то лазейки. Мы могли бы воспитывать новых музыкантов, сохраняя преемственность. Так важно зажечь в ком-то искру».
Тем временем благоустройство территории только начинается. Местные депутаты советуются с архитекторами, чтобы оформить проект двора и найти финансирование. Соседи много спорят из-за будущего облика территории: кому-то нравится «музыкальный» вариант в связке с музеем, кто-то хочет видеть оранжереи и открытую мастерскую, а кто-то — самой простой ухоженный периметр, обязательно за закрытыми воротами. Так внутрь не проникнут любители «закладок» и алкогольных посиделок на детской площадке.
За это, кстати, собственников квартир на Марата, 50 часто ругают. Как изолированность двора может сочетаться с идеей красивого публичного пространства — пока вопрос без ответа.
«Все желающие могут получить код от ворот, чтобы войти к нам. Можно закрываться частично, можно не создавать зону для посиделок, а сделать двор пешеходным. Есть варианты. Я предлагаю решать вопросы по мере поступления», — парирует Татьяна.
Конфликтовать с коммунальщиками и властями местные жители не хотят. Они признаются, что взялись за благоустройство не из злости и обиды на чиновников, а потому, что просто иначе не могут.
«Наша задача — грамотно, по-женски направить наше движение вперед, преобразовывать территорию по чуть-чуть, ни с кем не ругаясь. Мы рады любой помощи, — отмечает женщина. — Когда работаешь над этими стенами, думаешь о них, то понимаешь, что все не так-то сложно и дорого. Кажется, что все возможно. Поэтому мы и объединились».
Никита Строгов