Posted 27 января 2022, 20:34
Published 27 января 2022, 20:34
Modified 1 февраля, 17:07
Updated 1 февраля, 17:07
Председатель КНР Си Цзиньпин и президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана провели 25 января онлайн-саммит «государства Центральной Азии — Китай» в связи с 30-летием установления дипломатических отношений. Итогом стало формирование новой площадки «Центральная Азия — Китай», на которой и будут теперь приниматься важнейшие для региона решения в экономической и политической сферах.
Как отмечает в своей колонке аналитик Haqqin.az Зухра Новрузова, Шанхайской организации сотрудничества для этого явно недостаточно. Центральная Азия выделена в отдельное направление.
«Пекин больше не вуалирует своего намерения превратить регион в „маленький Китай“, который будет жить и работать по китайским технологиям, а кроме того — являться частью общего китайского рынка. Власти КНР решили, что время для этого пришло, все условия для такого шага созрели, а где-то и перезрели, поэтому ничего больше скрывать не нужно, нужно привязывать к себе Центральную Азию канатами, которые регион не сможет разорвать», — пишет Новрузова.
Она заметила, что Россия в ходе саммита не упоминалась ни разу, в том числе — в его итоговых документах. Пекин и государства региона не возражают против того, чтобы российская сторона несла расходы по обеспечению безопасности в Центральной Азии. Однако, как пишет аналитик, основные дивиденды от этого будет получать китайский бизнес и его местные партнеры.
«А в дальнейшем и роль Москвы как гаранта военно-политической стабильности в регионе будет неуклонно понижаться, поскольку государства Центральной Азии твердо настроены решать вопросы обеспечения государственной и национальной безопасности, а также защиты конституционного строя в первую очередь именно с Китаем. С ним же, рука об руку, они собираются регулировать и „афганский кейс“», — считает эксперт Haqqin.az.