Posted 24 января 2022, 21:01
Published 24 января 2022, 21:01
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Непрерывная эскалация напряженности во внешней политике Кремля сейчас весьма органично сочетается с острыми проблемами в политике внутренней. Рост цен, обвал рубля, все большее превращение систем здравоохранения и образования в имитационные структуры, демографическая катастрофа — вот краткий список явных провалов, отрицать которые, полагаю, не возьмутся даже самые отъявленные пропагандисты или оптимисты. Тем не менее, общество устроено так, что на фоне всеобщего ожидания начала войны и перехода дипломатов на язык прямых угроз даже самые животрепещущие вопросы нашего бытия отходят на второй, а то и третий план.
Россия вновь превращается в страну, припавшую к телевизору. Пресловутый «рядовой гражданин», как в былые времена, будет получать из него все, чего ему не достает в повседневной жизни. А если даже и не получит, то для него всегда наготове отличные заменители реальности — рассказы про внешнего врага, картинки телевизионного благополучия или, наконец, затягивающая в себя патока доморощенных сериалов.
Конструирование внешних угроз, которые сегодня вновь преподносятся российскому обывателю, как самые главные для него, является важнейшим аспектом выживания правящей элиты. Однако реальные проблемы России от этого никуда не исчезают. Сегодня вновь поговорим об одной из них, давно и громко кричащей — демографической. Благо Росстат опубликовал свежие цифры по убыли населения страны за одиннадцать месяцев 2021 года.
Итак, по данным государственного статистического ведомства, естественная убыль населения в Российской Федерации за январь–ноябрь прошлого года составила больше 945 тысяч человек. Для наглядного примера: убыль населения за весь 2020 год была всего около 703 тысяч человек…
Данных за декабрь и, соответственно, за весь 2021 год еще нет, появятся они не раньше февраля. Однако, учитывая, что убыль населения в стране в октябре и ноябре прошлого года колебалась в районе 140 тыс. человек в месяц, не так сложно подсчитать, что естественная убыль населения за 2021 год в целом превысит миллионную отметку (945 тысяч плюс 140 тысяч). То есть станет рекордной за всю послевоенную историю России — начиная с 1945 года.
Если разобрать «естественную убыль» на составные части, то выяснится, что все еще даже хуже, чем кажется. Напомню, что такое понятие, как «естественная убыль», складывается из сухих цифр, которые фиксируют ЗАГСы — это разница между числом умерших и родившихся. Так вот, из данных Росстата за январь–ноябрь видно, что рождаемость в стране продолжает снижаться. За одиннадцать месяцев 2021 года на свет появилось около 1,285 млн младенцев, что почти на 21,5 тысячу меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом итог года, вероятно, окажется лишь ненамного больше — в районе 1,287 млн новорожденных (в ноябре имел место микроприрост в две тысячи младенцев).
В таком случае это будет самый плохой результат за последние двадцать с лишним лет. Впрочем, в 1990-е годы в сфере рождаемости бывало и похуже. Например, в 1999 году в России на свет появилось немногим более 1,214 млн младенцев.
Здесь важно отметить, что такую рекордную убыль населения в России сегодня дает не сокращение рождаемости, а скачкообразный рост смертности. Достаточно сказать, что только за 11 месяцев прошлого года в стране скончалось почти 2,23 млн человек — больше, чем за весь 2020 год. Если декабрьские значения смертности в стране останутся на уровне ноябрьских (больше 257 тыс. смертей), то общее число умерших за 2021 год может приблизиться к 2,5 млн человек. Это не просто провал линии на графике, это прямые потери населения, сопоставимые лишь со временами Второй мировой войны.
На фоне заявлений чиновников о блестящем развитии медицины в России, такие цифры в мирное время объяснить народу крайне сложно. Их можно лишь чем-то прикрыть. Например, новой большой войной…
Александр Желенин