Президент Армении Армен Саркисян, считающийся главой государства, но на самом деле таковым не являющийся, додумался, наконец, уйти в отставку. Свое решение он объяснил, в частности, отсутствием у него инструментов влияния на внутреннюю и внешнюю политику.
«На этом сложном для нашего государства этапе, когда необходимо общенациональное единство, президентский институт не должен становиться мишенью сплетен и теорий заговора, тем самым отвлекая внимание общества от важнейших проблем», — заявил он. По его словам, сегодня, как никогда, стране необходимы содержательные, глубоко продуманные, взвешенные и осмысленные действия: «Иначе армяне рискуют затеряться в истории. У нас нет права на ошибку».
Саркисян подчеркнул парадоксальность ситуации, когда президент «вынужден» быть гарантом государственности, не имея для этого реального инструмента: по форме республика является парламентской, хотя «по содержанию» это не так. Он выразил надежду на то, что комиссия по конституционным реформам изменит создавшееся положение, и «следующий президент и президентский институт смогут работать в более сбалансированной и скоординированной среде».
По его словам, сейчас Армения живет в реалиях, когда президент не может вмешиваться в вопросы мира и войны, не может налагать вето на законы, неблагоприятные для демократии. В общем, он не может помочь своей стране в заданных условиях; стал, вместе со своей семьей, мишенью для различных политических групп, не столько заинтересованных в деятельности президента, сколько в теориях заговоров и мифами вокруг его персоны. Все это уже выходит за рамки нравственности, и, в конечном итоге, отрицательно влияет на его здоровье. Таково мнение отставного президента.
Он также отметил, что в начале 1990-х годов в результате больших геополитических изменений армянскому народу была предоставлена уникальная возможность создать свое независимое государство. И дело не в замене одного флага другим, а в строительстве страны, обеспечивающей безопасность, прогресс и процветание армян.
Возникает вопрос: не было ли известному карьерному дипломату и вообще умному человеку априори понятно, в какой политически патологичной среде ему придется работать? Или он рассчитывал, что до революционного взятия власти нынешним премьером Николом Пашиняном дело не дойдет, и он сработается с тогдашним премьером Сержем Саргсяном, которого, напомним, свергли? И что Азербайджан не решится на возвращение своих территорий силой?
В своем заявлении «отставник» поясняет, что ему было обещано создание механизмов и инструментов влияния на внешнюю, экономическую и инвестиционную политику, отношения с диаспорой. Но произошла революция, и он счел себя обязанным сделать все для мира в стране, используя весь имеющийся у него международный политический и экономический потенциал для «строительства сильной и стабильной государственности».
Саркисян выразил признательность гражданам и соотечественникам из диаспоры за проявленную в эти сложные для страны времена твердость, стойкость, терпение и мужество. Поблагодарил военнослужащих, отдавших жизнь за родину. Также он выразил признательность своему аппарату и госструктурам, с которыми удалось эффективно поработать. Понятно, что Пашиняну благодарственные слова не достались. Исполнять обязанности президента до новых выборов будет спикер парламента Ален Симонян.
Можно сказать, что Саркисяна фактически выжил Пашинян, хотя он мог с успехом использовать возможности человека, сделавшего головокружительную карьеру на разных поприщах — научном, в бизнесе, дипломатии, но «подписавшимся» на ничего не значащее, по сути, президентство. Действительно ли из соображений патриотизма или для «громкости» биографии?
Но оставшись невостребованным в сегодняшней Армении, он все же сохранил лицо — едва ли не первым потребовал от правительства во главе с Пашиняном уйти в отставку после подписания «тройкой» заявления о прекращении карабахской войны. Не будем судить о правоте или неправоте Саркисяна в этом вопросе — он, по крайне мере, не струсил и озвучил собственное мнение.
Говоря о причинах отставки. Надо думать, что Саркисяна «доконал» еще и взятый властями Армении курс на сближение с Турцией. К тому же, он вряд ли находится в неведении, какой еще «капитулянтский» договор может подписать Армения с Азербайджаном, и не хочет «мараться», ставив под ним свою подпись. А изменить уже ничего не может.
Кроме того, после «продавливания» Пашиняном конституционной реформы, президенту вообще грозит остаться не у дел. Ведь суть нововведения в переходе Армении к полупрезидентской форме правления для сохранения Пашиняном власти. Так стоило ли оставаться, делить ответственность с премьером за его слова и действия, зачастую не имеющие логического объяснения не только во внутренней, но и во внешней политике.
Интересно, потирает ли руки Москва? К Саркисяну она относится настороженно, считая его прозападным политиком, хотя и Пашиняна нельзя назвать пророссийским, не говоря уже — «политиком»: он не имеет ни соответствующего опыта, ни образования, ни интуиции. Премьер метался от одного центра силы к другому, а Саркисян во время кризиса откровенно поддерживал контакты с Западом, с которым имеет обширные и серьезные связи.
В общем, на отношениях России и Армении уход Саркисяна не отразится: ведь президент в РА — всего лишь статичный символ государства. Отразится другое, разъясненное для Sputnik депутатом Госдумы Константином Затулиным. Комментируя заявление Саркисяна об отставке, он заметил, что она ожидалась давно, и можно лишь удивляться, что произошла так поздно. По словам российского парламентария, значимость заявления Саркисяна в том, что оно реально характеризует ситуацию в Армении. У действующей власти, основанной на парламентском большинстве, все меньше оснований внутри страны для уверенности в своих силах.
Судя по всему, развивает свою мысль Затулин, команда Пашиняна не справляется с внутриполитической ситуацией. Также очевидно, что власти с большим трудом пытаются отстаивать интересы Армении на внешней арене. «Лучше бы было, если бы в свое время премьер-министр Никол Пашинян взял бы на себя полную ответственность за результаты войны и заявил о своем уходе. Это создало бы почву для обновления политического поля Армении. Он этого не сделал, предпочел держаться за власть и продолжает за нее держаться», — сказал российский политик.
По его словам, у нынешнего политического режима Армении все меньше аргументов в свою пользу, «и эта проблема очень серьезно беспокоит нас в России, потому что она отражается и на российско-армянских отношениях, и на отношении армян к России и, самое главное, на дееспособность Армении как союзника».
Отставка Саркисяна, несмотря на то, что при здравом подходе к ней, она должна была произойти значительно раньше (не говоря уже о том, что он изначально напрасно «подписался» на президентство) вызвала в Армении жаркие споры и «наезды» на «труса и предателя». Люди гадают, вынудил ли его Пашинян уйти, или он сам принял решение; обвиняют, как водится, в отсутствии патриотизма и тайном наличии у него иностранного гражданства.
Нашлись политики, которым не дает покоя «капитал» Саркисяна, «90% которого он хранит за рубежом», а, значит, он «не верит в будущее Армении». Тут же, конечно, была озвучена традиционная, затасканная на постсоветском пространстве инициатива проверить, на что президент тратил деньги за границей. Дошло до того, что Саркисяна обвинили в неспособности защитить территориальную целостность страны.
Между тем он успел немало для нее сделать — предотвратил кровопролитие во время революции 2018 года; пытался задействовать свои связи за границей, чтобы поддержать собственную страну; вел себя корректно и не был замечен в грубых интригах и политических заговорах. В армянских реалиях это чрезвычайно сложно сделать. Но тщетность его усилий налицо.
Очевидно также, что Армения не избежит очередного политического кризиса не столько из-за отставки Саркисяна, а в силу углубляющегося раскола между властью и обществом. Раскол этот станет необратимым по мере продвижения армяно-азербайджанских и армяно-турецких переговоров, по итогам которых Ереван — по крайней мере, в массовом сознании населения — окажется в сухом проигрыше.
А пока Армении предстоят внеочередные выборы, на которые у нее есть немногим более месяца — новый президент может быть избран не ранее 25 и не позднее 35 дней после завершения полномочий или отставки действующего. Избирать его будет парламент. Для выдвижения кандидата в президенты необходима 25% голосов депутатов. Возрастной ценз — старше 40 лет; ценз оседлости — кандидат в течение последних шести лет должен быть гражданином Армении и в этот период постоянно проживать в республике.
Победит получивший 75% голосов депутатов, но если такого не окажется, состоится второй тур голосования. В итоге победу одержит тот, кто получит 60% голосов. Но предусмотрен и третий этап — в случае провала второго выбор будет сделан между двумя кандидатами, получившими простое большинство. Победит набравший 50% плюс 1 голос «за».
Кто намерен баллотироваться, пока неизвестно. Однако с уверенностью можно сказать, что Пашинян и его команда «протолкнут» в президенты своего человека. И если им будет оказано в парламенте сопротивление, то это стремительно приблизит очередной политический кризис и еще больший раскол в армянском обществе.
Ирина Джорбенадзе