США не исключают размещения до пяти тысяч своих военных в странах Балтии и Восточной Европе «на фоне роста опасений» по поводу вероятного вторжения Вооруженных сил России на Украину. Причем с возможностью увеличить это количество в десять раз, если ситуация ухудшится. Как пишет The New York Times, этот вопрос в прошлую субботу высокопоставленные чиновники Пентагона обсуждали на встрече в Кэмп-Дэвиде — загородной резиденции Байдена.
Подобные новости охотно цитируют в Москве и Минске, объясняя «накачку» Белоруссии российскими военными и техникой. Однако масштабы этой «накачки» уже давно превзошли все, что было ранее. Так, например, в 2017 году (когда начинались учения «Запад»), на белорусскую территорию прибыло всего около десятка эшелонов с российской военной техникой и солдатами — и тогда это вызвало огромную волну в оппозиционных СМИ и экспертном сообществе.
Теперь же масштабы совсем другие. Только между 16 и 21 января на территорию Республики Беларусь, в рамках проведения совместных стратегических учений «Союзная решимость», прибыло более 30 воинских эшелонов с воинской техникой и военнослужащими ВС РФ. А всего их должно быть 200, и в каждом в среднем по 50 вагонов.
«Такое ощущение, что это то ли аннексия, то ли оккупация, то ли Беларусь превращается в огромную российскую военную базу, — сказал корреспонденту „Росбалта“ один из белорусских военных экспертов. — Я точно знаю, что в последний месяц Минобороны РБ отправило инженеров на все объекты, которые были военными во времена СССР. Проверяют, что там сохранилось, как там сейчас с подъездными путями, с постройками, если были военные аэродромы — в каком состоянии взлетно-посадочные полосы и т. д.».
Поначалу, когда в начале января из РФ прибыли первые эшелоны с военной техникой, все решили, что это чисто психологическое давление на соседнюю Украину, причем исключительно медийное. Потому что приехавшие на них устаревшие машины радиационно-химической разведки могли напугать разве что лягушек в ближайшем пруду. Однако затем пошла куда более серьезная техника. Из того, о чем точно известно:
— Передислоцированы в Белоруссию из Хабаровского края (Восточный ВО) два дивизиона ЗРК С-400 «Триумф»;
— прибыли морские пехотинцы Тихоокеанского флота, САУ, БМП и ОТРК «Искандер»;
— «Искандеры» также были выгружены на ж/д станции Осиповичи;
— на ж/д станцию «Полонка» (недалеко от Барановичей) прибыл эшелон 155-й отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота ВМФ России, на вооружение которой весной 2021 года поступило 40 новейших БМП-3Ф;
— еще один эшелон с подразделением российских войск и танками прибыл на ж/д станцию «Козенки» (около Мозыря);
— в Белоруссию начали перелет, как сообщается, 11 штурмовиков Су-25СМ из состава 18-го гвардейского штурмового авиаполка «Нормандия-Неман», который дислоцируется на аэродроме «Черниговка» Восточного ВО (Приморский край России);
— также летят 12 истребителей Су-35.
И такие сообщения идут потоком. В общей сложности в Белоруссию из Восточного ВО России уже прибыли или прибудут в ближайшее время подразделения одной танковой, четырех мотострелковых, двух артиллерийских, по одной ракетной и десантно-штурмовой бригад, а также бригад морской пехоты и спецназа, инженерных войск, войск ПВО, связи и РХБЗ, материально-технического обеспечения.
В учениях на территории Белоруссии примут участие и находящиеся в Смоленской и Брянской областях России подразделения и части Западного ВО, а также Центрального ВО, прибывшие туда в конце 2021 года. Это значит, что общая численность российских войск, участвующих в учениях — от 60 до 80 тыс. военнослужащих.
Александр Лукашенко все последние дни появляется на публике в военной форме и проводит совещания, на которых рассказывает своим военным, как коварное НАТО подползает к границам страны, а с юга шевелят мускулами и бронетехникой злобные «бандеровцы».
Однако заметно, что Лукашенко и его окружение совершенно не радует ни перспектива стать плацдармом для российского наступления на Украину, ни, тем более, самим полезть в драку с этими самыми «бандеровцами». И даже не потому, что неизбежно прилетит в ответ. А потому что с момента начала боевых действий Республика Беларусь перестанет рассматриваться миром как самостоятельное и суверенное государство. Москву такой расклад, вполне возможно, и устраивает. А вот белорусское руководство — нет.
Однако официальный Минск сам загнал себя в ловушку, согласившись принять участие в миротворческой миссии ОДКБ в Казахстане. А Кремль использовал это молниеносно: «Ах, ну раз вы согласны!»
Кроме того, после введения Западом санкций против официального Минска, Украина автоматически стала вторым (после России) торговым партнером Белоруссии. Потому что Киев не стал вслед за ЕС и США вводить торговые ограничения — все свелось лишь к политической риторике с обеих сторон.
Украина продолжает по очень хорошим ценам покупать белорусские нефтепродукты, битум, автомобильную технику и тракторы, стройматериалы и т. д. А сама — поставляет, прежде всего, продукты питания. Что очень актуально для Белоруссии на фоне прошлогоднего неурожая и общего снижения аграрного производства.
Но главное — Украина остается единственной страной, которая позволяет официальному Минску продолжать говорить о «многовекторности» своей политики: мол, смотрите, даже пляшущие под дудку Запада лютые украинские националисты не рискнули отказаться от сотрудничества с нами. Теперь же, из-за политических амбиций Кремля, Лукашенко рискует потерять и этот «мостик» на Запад.
Даже если никакой войны с Украиной не будет, надо понимать: огромное количество российских войск будет находиться в Белоруссии и в конце февраля. То есть тогда, когда там должен пройти референдум по предложенным Лукашенко, но инициированным Москвой, поправкам в Конституцию, задача которых — обеспечить транзит власти в стране. И российские «штыки» в этой ситуации выглядят как недвусмысленный намек Минску на то, что референдум должен дать вполне определенный результат.
Вячеслав Гордиенко