Чеченский омбудсмен Мансур Солтаев опубликовал у себя в Instagram видео с Заремой Мусаевой — женой судьи в отставке Сайди Янгулбаева, которую вчера похитили из квартиры в Нижнем Новгороде и увезли на допрос в Чечню. Женщина на видео говорит, что к ней не применяли насилие, купили лекарства и «укололи».
В посте Солтаев пишет: «Сегодня встретился с Заремой Мусаевой, которую сотрудники правоохранительных органов доставили для дачи показаний в качестве свидетеля по делу о мошенничестве. Убедился, что по отношению к ней были соблюдены все нормы закона. Сама Зарема Мусаева сообщила, что получила необходимые лекарства и её жизни и здоровью ничего не угрожало. Отмечу, что в данной ситуации мы не видим ничего необычного».
Сын Мусаевой, бывший юрист Комитета против пыток (КПП, в 2015 году после внесения Минюстом в реестр иноагентов организация была ликвидирована, сейчас КПП работает под тем же названием без образования юридического лица) Абубакар Янгулбаев заявил, что у него «нет слов». «Это сплошной ад… Не верю, что такое может происходить в России», — цитирует Znak.com его словам. Янгулбаев подчеркнул, что он хорошо знает свою маму и ему очевидно, что на видео она запечатлена «в очень тяжелом состоянии и просто никакая».
Напомним, о похищении Заремы из квартиры семьи в Нижнем Новгороде стало известно накануне. По словам близких женщины, в квартиру ворвались говорившие на чеченском крепкие парни, они избили Сайди и куда-то увезли Зарему, не взяв ни ее верхнюю одежду, ни инсулин (она диабетик). Абубакар Янгулбаев обвинил в похищении матери чеченских силовиков. По его словам, он обратился в Следственный комитет России.
Позднее руководитель ЧГТРК «Грозный» Чингиз Ахмадов опубликовал в своем Telegram-канале расследование, в котором утверждается, что семья Янгулбаевых связана с оппозиционным Telegram-каналом ADAT.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, когда ему сегодня задали вопрос об этой истории, заявил, что видел сообщения о похищении в прессе, но не знает, достоверны ли они, и назвал все это «фантастикой». Он также подчеркнул, что разбираться в этой ситуации — не прерогатива Кремля. Пресс-секретарь отметил, что в администрации президента предпочитают не верить таким сообщениям без каких-либо подтверждений.
Сайди Янгулбаев записал видеообращение к Пескову и подтвердил информацию о похищении своей супруги Заремы.
Затем глава Чечни Рамзан Кадыров в своем Telegram-канале заявил, что у семьи Янгулбаевых «нет понятия чести и достоинства» и их ждет «место либо в тюрьме, либо под землей». По его словам, «ни один уважающий себя человек не будет сидеть в канале и покорно слушать, как отборными проклятиями и оскорблениями унижают всю его нацию и тем более не будет помогать этим мерзавцам зарабатывать деньги на донатах».
В своем посте Кадыров сообщает также, что Зарема Мусаева после доставления в столицу Чечни «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза» и «уже заработала себе статью на реальный срок заключения». Само задержание глава Чечни считает «законным и согласованным».
Зарема Мусаева и Сайди Янгулбаев проходят в качестве свидетелей по делу о мошенничестве. В семье Янгулбаева связывают произошедшее с тем, что семья критикует политику Кадырова.
В сентябре прошлого года Советский суд Нижнего Новгорода оштрафовал главу межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» и члена Совета по правам человека при президенте России Игоря Каляпина на 10 тыс. рублей. Как уточнял РБК, Каляпина признали виновным по статье об участии в деятельности нежелательной организации (ст. 20.33 КоАП).
«Мне прекрасно понятно на самом деле, почему я стал объектом вот этого наезда. Я в течение последнего года много жестко критиковал как работу Следственного комитета, так и работу прокуратуры», — заявил Каляпин.
Административное дело против Каляпина возбудили в конце июля. Его обвиняли в сотрудничестве с чешской неправительственной организацией «Человек в беде» (в России признана нежелательной), сообщала «Новая газета» со ссылкой на материалы дела. Как отмечает издание, в документах по делу содержались скриншоты публикаций с сайта «Комитета против пыток», датированные 2015, 2016 и 2017 годами с упоминанием чешской организации. Однако тогда ее еще не признали нежелательной, указывает газета.
Каляпин после возбуждения административного дела заявлял, что конечной целью следствия является возбуждение против него уголовного дела. «Комитет против пыток» был в 2015 году признан Минюстом НКО, выполняющим функции иностранного агента, после чего юрлицо самоликвидировалось. В 2016 КПП также признали иноагентом, после чего правозащитники стали действовать под тем же названием, но без образования юрлица.