Posted 19 января 2022, 16:03
Published 19 января 2022, 16:03
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Депутаты Госдумы накануне открыли весеннюю сессию в воинственной атмосфере, но это вовсе не значит, что кто-то из них всерьез рассматривают возможность реального начала боев между Россией и НАТО. Скорее, они охотно соглашаются поучаствовать в шумном «спектакле», который должен закончиться, самое позднее, к середине февраля — времени оглашения очередного президентского послания парламентариям.
После чего на Охотном ряду, надо полагать, все вернется на круги своя — депутаты успокоятся и сосредоточатся на рутинной работе — ведь в думском портфеле скопилось более тысячи законопроектов. Хотя и приходится отметить, что большая часть из них имеет весьма опосредованное отношение к реальным запросам и потребностям граждан.
Тем не менее, скучать точно не придется. Наибольший отклик в обществе будут вызывать, судя по всему, вовсе не новые законы, принимаемые Госдумой, а законодательные предложения, которые строчат, как из пулемета в последнее время думские оппозиционные фракции. Другое дело, что шансы на их поддержку парламентским большинством стремятся к нулю.
Одним из решений, вызвавших одобрительную реакцию у граждан, стал отказ от законопроекта о QR-кодах. Интересны не только реальные причины такого резкого поворота курса властей по борьбе с пандемией, несмотря даже на все пугающие новости про наступление штамма «омикрон», но и то, как повело себя в этой ситуации руководство Госдумы.
Анонимные телеграмм-каналы еще с момента внесения соответствующих правительственных законопроектов в Госдуму (изначально их было два — о кодах на транспорте и кодах в общественных местах) усиленно намекали, что спикер Госдумы Вячеслав Володин якобы пытается вести самостоятельную игру и развернул чуть ли не «партизанское движение» по противодействию их принятию, призвав на помощь общественное мнение.
Можно, конечно, интерпретировать события и так, особенно инициативу Володина публично собрать мнения граждан по поводу повсеместного введения QR-кодов, открыв комментарии к соответствующей записи в его телеграмм-канале.
Как бы то ни было, факт налицо: когда представители правительства и «Единой России» публично сообщили о решении отложить законопроекты на неопределенный срок (якобы для их доработки), Володин заявил, что они снимаются с рассмотрения Госдумы. Аналогичной формулировкой (именно о «снятии») помечено единогласное решение Совета Госдумы от 17 января — в этом можно убедиться, открыв думскую базу электронных документов.
Между тем пресловутый «законопроект о QR-кодах», который официально называется «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и значится в думской базе под номером 17357-8, уже был принят в первом чтении 16 декабря 2021 года (голосование по этому «горячему» вопросу запомнилось редкой ныне потасовкой депутатов прямо в зале пленарных заседаний). И теперь возникла непонятная ситуация: чтобы уже «одобренный за основу» законопроект действительно был снят с рассмотрения Госдумы, недостаточно простого решения Совета Думы (путь даже единогласного), а нужно отклонить его на пленарном заседании большинством голосов. И пока загадка, когда состоится это голосование и произойдет ли это вообще.
Несмотря на то, что уровень влияния Володина на депутатский корпус в нынешнем думском созыве (если сравнивать с прошлым) заметно снизился, а фракция «Единая Россия» теперь находится под контролем партийного начальства и чиновников из президентской администрации, спикер, как видно, не оставляет попыток играть в «субъектного» политика.
Например, он в качестве председателя Госдумы принялся устраивать регулярные встречи с руководителями думских фракций (до сих пор такие мероприятия традиционно проводил президент), а одна из его последних инициатив касается введения KPI (ключевых показателей эффективности) для думских комитетов с целью равномерного распределения между ними законодательной нагрузки. «Злые языки» уже расценили будущее новшество как попытку Володина копировать технократический стиль работы, характерный для замглавы президентской администрации Сергея Кириенко.
Однако попытки Володина активизировать взаимодействие с депутатами можно интерпретировать и как его стремление вдохнуть второе дыхание в пресловутый «думский консенсус», разрушенный после пенсионной реформы в 2018 году, и уже в качестве успешного модератора стать еще более полезным президенту. Глава государства, к слову, явно высоко ценит Володина на посту спикера Госдумы, иначе не стал бы звонить ему перед первым пленарным заседанием и просить от своего имени поздравить депутатов с началом весенней сессии.
В условиях все более накаляющейся внешнеполитической ситуации Кремлю явно будет нужна поддержка депутатского корпуса и в этом случае Володин может выступить надежным связующим звеном. Хотя в лояльности народных избранников и так не приходится сомневаться — несмотря на все политические и идеологические противоречия, а также выражаемое ими несогласие с наиболее непопулярными решениями власти, депутаты, независимо от партийной принадлежности, чаще всего голосуют, «как надо». Так, из принятых в осеннюю сессию 146 законов 60% были поддержаны всеми думскими фракциями.
Елена Земскова