Posted 17 января 2022, 14:53
Published 17 января 2022, 14:53
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Совет Госдумы в понедельник единогласно снял с рассмотрения законопроект о QR-кодах при посещении общественных мест. Политик и публицист Максим Шевченко прокомментировал для «Росбалта» историю с появлением и крахом этой законодательной инициативы в России.
— Вопрос, который мы неоднократно обсуждали с психологами, социологами, врачами, журналистами, политологами: почему россияне так активно сопротивляются добровольной вакцинации, внедрению QR-кодов? Ваша версия?
— За прошедшие тридцать лет, которые оказались трагическими и драматическими, мы очень многому научились. Если в 1991 году мы, по большому счету, были неразумными кроликами, верившими в государство, то теперь даже ситуация с QR-кодами показывает, что доверие к государству как к институту, который выражает интересы людей, близко к нулю.
QR-протест или «антиваксерский» протест в России — это не про прививки, а про формат: «мы вам не верим, жулики и воры». Я вас уверяю, что даже при всем при том, что люди смеялись над Брежневым, смеялись над партийными секретарями, существовал огромный уровень доверия к советскому государству. Не потому, что люди были коммунистами, а потому что в их памяти, памяти еще живого поколения, это государство победило в войне. Советское, не Российское. СССР победил в войне, СССР сделал так, что каждый ребенок ходил в детскую поликлинику, в деревнях и селах были школы…
— Кстати, в советское время многие опасные болезни удалось победить благодаря тотальной вакцинации. У людей даже никто не спрашивал, хотят они или нет делать укол. Так же, как у родителей не спрашивали, можно ли делать прививки их детям в школе.
— Прививки делали всем. Представьте себе, где-нибудь в 1979 году говорят, что надо сделать прививку. Надо значит надо. Наша медицина создана Семашко и другими видными учеными. По-настоящему великими. Она разве ошибается? Она разве против людей? Нет, конечно. Если говорят — надо сделать. Потому что и от полиомиелита следует прививаться, и от кори тоже. И так далее. А сейчас почему люди встречают вакцинацию в штыки? Потому что так требуют. А кто вы такие, ребята, чтобы требовать? Нам тридцать лет показывали, что вы думаете только о себе.
В чем вы не соврали? Вы кричали, что не будет пенсионной реформы — вы ее провели. Вы говорили, что не изменят Конституцию — вы и это сделали. Нацпроекты вы не реализовали. Майские указы президента вы провалили. И апрельские, и октябрьские тоже — все провалили, кроме того, чтобы обеспечить себе безбедное и правящее существование. Поэтому все, что исходит от власти, воспринимается людьми в штыки.
— Почему тогда сейчас власть все-таки реагирует на этот протест? Мы помним, как в Telegram открыли комментарии к сообщению Вячеслава Володина о внедрении QR-кодов. Пошел дикий вал совершенно негативных отзывов. Затем с повестки дня сняли проекты соответствующих законов.
— Сняли не потому, что были отзывы. Это сделали, потому что люди в Кремле считают себя очень умными политтехнологами. Володин принадлежит не к прозападной группировке во власти, а QR-коды, электронная модернизация включают нас в Большой Запад. Есть две системы обновления: по китайскому образцу, когда «большой брат» неустанно смотрит за тобой, и тебе выставляют социальный рейтинг.
Вторая система, тоже достаточно жесткая, имитирует некую IT-демократию, где у вас есть модель Суркова, который как раз выступил со статьей про IT-демократию и заявил: «Зачем вам упитанные посредники? Парламентарии какие-то, когда вы напрямую можете решать все…» Это же прямо адресовано Володину. Мы знаем о «любви и дружбе» между этими двумя незаурядными людьми. Поэтому я думаю, что для Володина было делом чести провалить QR-проект, инициатором которого был не он, а потом его заново запустить по другим уже совершенно лекалам.
Я вообще ни секунды не поверю, что какие-то мнения людей, даже самосожжение ста тысяч человек, публичное харакири, повлияли бы на какое-то принятие решений, если это кому-то там выгодно наверху.
Это очень наивные представления, поэтому я не исключаю, что политтехнологами Володина и были организованы все эти критические потоки, чтобы сорвать этот проект, заново его пересобрать и уже потом предложить его исходящим от него, потому что Вячеслав Викторович в Думе оттесняется на периферию большой жизни.
Они сидят, какие-то законы принимают, а IT-революция, новый технологический рывок проходят помимо них. Вот и захотелось, как говорится, выхватить кусочек и оттуда! Так что статья Суркова возникла не случайно. Она появилась именно в контексте борьбы за IT. В данном случае Володин поступил по принципу «так не доставайся же ты никому». Но на самом деле я думаю, закон о QR-кодах будет пересобран, где-то что-то отменят и заново внесут. По крайней мере, мне так кажется.
Беседовал Петр Годлевский