Уже несколько месяцев Европа живет в условиях рекордных цен на природный газ. Колебания тоже рекордные: от трех-четырех сотен евро за тысячу кубометров до примерно 2200 евро к декабрю 2021 года, а затем, к середине января 2022 года, уже снова менее 1000 евро. И все это при практически полном отсутствии на рынке Евросоюза российского «Газпрома». Он строго выполняет свои долгосрочные контрактные обязательства, но не продает ни кубометром больше.
Российский газовый монополист не боится не только упущенной выгоды, но даже потери «живых» денег. Уже около $2 млн составили убытки от фактического простоя трубопровода «Ямал — Европа», который «Газпром» прекратил использовать. В итоге, газ по этой трубе идет в обратном направлении. Из Германии — в Польшу, а оттуда еще восточнее, в рамках контрактов европейских компаний на поставки природного газа Украине.
Не выставляет «Газпром» уже несколько месяцев свой товар и на торги на электронной площадке, что позволило бы заключать краткосрочные контракты. В результате подземные хранилища газа (ПХГ), значительная часть которых в Евросоюзе находится под контролем российского газового монополиста, впервые за многолетнюю историю наблюдений заполнены на минимальные для этого сезона уровни. Дефицит «голубого топлива» ЕС покрывает за счет его закупок на свободном рынке. Это сжиженный газ, в первую очередь, из США и стран Персидского залива. При этом, с учетом роста цен, выгодными стали поставки даже из Австралии и Океании.
В связи с происходящим многие европейские политики и экономисты, включая экспертов Международного энергетического агентства, уже прямо говорят, что Россия ведет «газовый шантаж» и сознательно стимулирует сохранение дефицита. Пусть даже изначально нехватка природного газа на европейских рынках возникла из-за резкого роста его потребления, к которому привело падение производства электроэнергии ветряными и водяными электростанциями.
Цель России, по этой версии, тоже известна (хотя ни Кремль, ни «Газпром» этого прямо и не заявляли). В Европе считают, что российские власти намерены, создав искусственный дефицит газа в ЕС, добиться в кратчайшие сроки и на российских условиях сертификации «Северного потока-2».
Этот трубопровод, идущий параллельно с «Северным потоком-1», должен поставлять газ из России напрямую в Германию по дну Балтийского моря. Его строили гораздо дольше, чем предполагалось. В последний момент все едва не было сорвано американскими санкциями против страховых компаний и владельцев судов-трубоукладчиков. Но «Северный поток-2» все же был завершен, и Россия демонстративно начала его заполнение газом.
При этом немецкие ответственные органы прямо говорят, что сертификация новой трубы не может завершиться ранее лета 2022 года. Ну а политики выступают еще жестче, фактически беря трубопровод в «заложники». Они угрожают, что проект не будет завершен никогда, несмотря на закопанные на дно Балтийского моря миллиарды долларов, если Россия решится напасть на Украину. А в этом намерении ее сейчас, если верить прессе и военным, подозревают и в Европе, и в США.
Тем не менее Москва не сдается и гнет свою линию. Еврокомиссия ищет, на что надавить в ответ. И вот она начала подготовку к антимонопольному расследованию, чтобы установить причины нынешнего кризиса на рынке газа.
Для начала во все заинтересованные компании были разосланы запросы. Ответа ждут и от «Газпрома». Затем, когда информация о причинах роста цен на газ будет собрана, начнется само расследование. Закончиться оно может не просто штрафами и претензиями к российской газовой монополии, но, скорее всего, новыми законами, которые могут привести, например, к потере «Газпромом» контроля над европейскими ПХГ.
Впрочем, если ситуация не изменится, то заполнять эти хранилища в значительной мере будут не российские, а другие поставщики, уже снабжающие ЕС сжиженным природным газом. Полностью отказаться от услуг «Газпрома» Евросоюз, правда, сейчас не в состоянии. Но ведь и долгосрочные контракты никуда не денутся. Сейчас, когда российский газ идет только в оговоренных ранее объемах, европейцы несут убытки, но все же не погибают от голода и холода. И совсем не исключено, что к концу 2022 года они привыкнут так жить. Все меньше завися при этом от России.
Иван Преображенский