Posted 17 января 2022, 14:41
Published 17 января 2022, 14:41
Modified 1 февраля, 16:58
Updated 1 февраля, 16:58
Пандемия вызвала серию отставок представителей элит (политических, экономических, научных), которых обвиняют в неэтичном поведении.
Председатель правления Credit Suisse Антонио Орта-Осорио только что ушел в отставку после двух нарушений ковид-ограничений в 2021 году. По сведениям ВВС, отставке банкира предшествовало внутреннее расследование, которое подтвердило, что он в 2021 году нарушил ковид-ограничения. В июле он посетил финал Уимблдонского турнира, не отсидев карантин, как того требовали установленные британским правительством правила, а в ноябре нарушил десятидневный карантин в Швейцарии.
Министр здравоохранения Чехии Роман Примула (сторонник жестких антиковидных мер) проработал на своем посту лишь два месяца и был уволен после того, как СМИ опубликовали фотографии, где он без маски выходит из ресторана, которые к тому же в то время были официально закрыты.
Скандал, вызванный поцелуем министра здравоохранения Великобритании Мэтта Хэнкока и его помощницы Джины Коладанджело, закончился их уходом со своих постов. Когда фотографии их поцелуя опубликовало издание The Sun, некоторые высокопоставленные британские чиновники и депутаты потребовали увольнения Хэнкока за нарушение социальной дистанции. Депутаты-консерваторы Дункан Бейкер и Кристофер Чоп заявили, что чиновник должен уйти — их засыпали яростными жалобами избиратели.
Британский эпидемиолог Нил Фергюсон ушел из правительственной научно-консультативной группы после того, как выяснилось, что он нарушил правила изоляции, пригласив к себе домой женщину, с которой состоял в отношениях.
Действия правительства Австралии в отношении Новака Джоковича также можно рассматривать в этом же контексте. Вначале его медицинский отвод от вакцинации вызвал сомнения у властей, а дальше дело стало раскручиваться. В своих показаниях он заявил о двух перенесенных заболеваниях: в июне 2020 и декабре 2021 года, причем в декабре он сдал положительный тест 16 декабря. Однако уже 17 декабря Джокович участвовал в публичном мероприятии, что противоречит всем правилам. А дальше выяснилось, что в его документах, необходимых для въезда в страну, содержалась ложная информация — что он не посещал другие страны в последние 14 дней (а в этот период теннисист летал из Сербии в Испанию).
Медиахолдинг NewsCorp провел среди жителей Австралии опрос о депортации Джоковича. Это не репрезентативное исследование, поэтому полностью научным назвать его нельзя. Число участников опроса составило 60 тысяч человек, 83% хотели, чтобы Джокович покинул страну. Такие опросы могут в некоторых случаях замерить общественную эмоцию, что и произошло в данном случае.
Мораль проста. Люди недовольны пандемийными ограничениями, но готовы терпеть при условии строгого соблюдения принципа равенства — что и богатые, и бедные, и лидеры, и аутсайдеры соблюдают одни и те же требования. Более того, с лидеров спрос может быть более серьезным из-за их общественного статуса (если они нарушают правила, то обманывают доверие общества). Таким образом недовольство хотя бы частично микшируется, система сохраняет стабильность. Кто следующий? Может быть, Борис Джонсон, по популярности которого нанесен сильный удар из-за обвинений в участии в вечеринке, проводившейся в то время, когда британцы сидели по домам.
Алексей Макаркин, политолог