Кризис в Казахстане напоминает события в Афганистане. Когда талибы (движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в России) шумною толпой двигались к Кабулу, хор экспертов во главе с президентом США Джо Байденом уверяли, что рубежи тверды и ничего им не светит. Через неделю талибы без сопротивления вошли в столицу, американцы же спешно собрали манатки.
Эксперты, как выяснилось, не больше смыслят в Казахстане. Минуло больше десятка дней с начала мятежа, а ответов на главные вопросы нет и не предвидится. В связи с этим зреет недоумение: почему миротворцы ОДКБ, по примеру Наполеона в Египте, не взяли с собой толковых специалистов, чтобы проанализировать конфликт, у которого не видно конца и края?
Казахстан — союзник России по военным, политическим, экономическим блокам. И в то же время Казахстан — взрывоопасное для России соседство. Уже по той причине, что наша общая граница больше 7,5 тысяч километров, пятая часть земного экватора. Мы должны понимать, что происходит у соседа не из этнографических соображений, как Миклухо-Маклай, а из элементарного чувства самосохранения. Ничего не понимаем. Ведь нельзя же всерьез воспринимать байку о 20 тысяч спящих террористов и тайно просочившихся экстремистах с Ближнего Востока.
Вопросов множество. Кто нажал кнопку «пуск» и начал мятеж по всей стране? Кто заложил спящие ячейки и направил удар? Почему отошли в сторону силовики и не крышевали ли они бунтовщиков? Где политические требования мятежников или цель состояла в грабежах? Самое главное — позиция Нурсултана Назарбаева, духовного отца нации. Почему молчит? Хочет сохранить руки чистыми на время спецоперации? Или отстранен от власти? На чьей стороне его могущественный клан и каково его будущее? И набрал ли политический вес президент Касым-Жомарт Токаев, призвавший силовиков ОДКБ для сохранения порядка?
Важен также вопрос, обращенный внутрь России — неизвестна реакция на события в Казахстане российского общества, нет никаких замеров. Ответы необходимы, но пока неизвестны.
Если судить по фактам, то невозможно отрешиться от ощущения, что казахи целенаправленно разрушали собственное государство. Иначе зачем крушить важные государственные учреждения? Масштабность погромов, отсутствие требований и анонимность лидеров говорит о внутренней солидарности толпы, культурный код которой заставляет воспринимать государство в его нынешнем виде с предельной враждебностью. С таким ухарством крестьяне во время бунта в России запускали «красного петуха» на помещичью усадьбу.
Комментируя события в Афганистане, мы часто указывали нашим партнерам в Центральной Азии: смотрите и ужасайтесь, вы жили бы в таком же убожестве, если бы златокудрые русские не принесли вам плоды просвещения. То, что плоды были и весьма обильные — святая правда. Но вот нужны ли они были дехканам и раскулаченным баям? Почему с такой легкостью поднимается культ басмачей, а фигура последнего хана всех трех казахских жузов Кенесары Касымова, положившего в XIX веке жизнь на борьбу с «белым царем», по популярности превосходит популярность гетмана Мазепы на Украине?
В советскую эпоху хорошо знавшие регион люди говорили, что нет там советской власти. Имеется легкий макияж в крупных городах, который наведен для партийной номенклатуры. А в глубине — клановая полуфеодальная система, которая соответствовала корневому мировоззрению киргизов, узбеков, таджиков, В высоких кабинетах висела фотография Сталина с девочкой Мамлакат, которая отличилась на сборе хлопка, или Брежнева, который поднимал казахскую целину, но все понимали, что это легкая дань новому «белому царю», а реальная жизнь идет по старым рельсам.
Могу это подтвердить по собственному опыту, поскольку студентом работал в археологических экспедициях в глухих кишлаках. Ощущение — прыжок в прошлое на машине времени. Уважением пользовались люди, которые утверждали родство с Чингиз-ханом или Тамерланом, и оспаривать это было смертельно опасно.
Казахстан в СССР получил статус союзной республики последним — в 1936 году, а до этого был автономией в составе РСФСР. Одно время столица была в Оренбурге. Коммунистические вожди на всем пространстве СССР рисовали политические карты исходя из чудовищных идеологических миражей, а расплачиваются потомки. Необходимо отдавать себе отчет, что все без исключения народы Центральной Азии имеют друг к другу территориальные претензии. Если бы мятеж в Казахстане не был потушен, страна неминуемо развалилась на части, и никакие войска ОДКБ не остановили бы толпы людей, которые объявили бы священный поход на древние родовые земли. Россию это наверняка загнало бы в цугцванг.
Будущее Казахстана и судьба клана Назарбаева — общий вопрос. В момент распада СССР невозможно было предположить, что прогрессивный партийный руководитель с хорошей биографией через 30 лет превратится в Елбасы, по существу, в «живого Ленина». Думаю, это произошло помимо его воли, но исходя из природы восточной власти, которая на генетическом уровне необходима народу. Но это не значит, что культ вождя вечен, его трон будет опрокинут новым идолом, жаждущим власти, которая невозможна без поклонения. Столица Нур-Султан еще изменит свое название…
И еще важный вопрос — почему Запад сразу же и решительно не осудил силовое подавление мятежа, произошедшее при решающем участии России, которая виновата во всех колдобинах на пути демократии и прогресса? Можно было бы объявить погромы в Казахстане «цветной революцией» (оттенка, скажем, верблюжьей колючки) и развернуть кампанию вроде нависшей над Украиной угрозы со стороны воинственных русских полчищ.
Помешал случившийся ровно год назад захват Капитолия в Вашингтоне 6 января 2021 года, который из России казался карнавальным и смешным. Но выяснилось спустя короткое время, что это поворотный пункт истории. Жестокое наказание бунтовщиков, которые выглядели шутниками из голливудских комедий, подарило властям других стран карт-бланш на подавление мятежей. Может быть, Америка и вдохновляла «цветные революции», но теперь любой правитель, если это не мямля вроде Януковича, может посоветовать ей оборотиться на себя.
Казахстан — первый случай, когда гуманисты и демократы поперхнулись и молчат. Ждать ли еще «цветных революций», непонятно.
При этом Россия ни в коем случае не может ликовать по поводу удачной миссии ОДКБ в Казахстане. Выигран бой с тенью. Главный противник на арену не вышел. Казахстан похож на чернобыльский реактор, который накрыли легким защитным слоем, но что происходит внутри булькающей лавы, никому не ведомо.
Сергей Лесков