Жители Благовещенска покупают природный раз по 148.9 рублей за кубометр, а обитатели китайского Хэхэ на другом берегу Амура — по 41,2 рубля. Откуда такая разница, учитывая, что расстояние между городами меньше километра, в беседе с корреспондентом «Росбалта» объяснил экономист Павел Усанов.
«Это протекционизм наоборот. Мы понимаем под протекционизмом защиту национальной экономики от иностранного производителя, а в данном случае мы видим ситуацию, когда интересы российских потребителей приносят в жертву китайской экономике. По идее, выгодополучателем должен быть „Газпром“, но и для него контракт с Китаем был подписан не на выгодных условиях. Однако его тем не менее приходится выполнять», — отметил эксперт.
По словам экономиста, сам факт заключения подобного контракта лишь доказывает, что интересы российских потребителей для Кремля стоят гораздо ниже, чем потенциальные выгоды от взаимоотношений с Китаем.
«Смысл такой: наш народ стерпит, а вот китайский покупатель — нет. Не выполнишь контракт — будут либо санкции, либо компенсацию взыщут через суд. Мы помним, что эти договоры заключались 6-7 лет назад после присоединения Крыма. В тот период с Китаем было подписано много крайне невыгодных долгосрочных соглашений по поставкам. По всем параметрам было ясно, что условия неудачные. Но политическая ситуация взяла свое. Сейчас мы видим, что расплачивается за эти контракты не „Газпром“, а российские потребители, для которых цены на газ выросли», — подчеркнул Усанов.
Экономист резюмировал, что политические дивиденды от заключения такого рода контрактов с Китаем для России также выглядят сомнительно.
Напомним, в соцсетях активно обсуждают вопиющую разницу в цене на природный газ в Благовещенске и китайском городе Хэйхэ. В 2022 году в Китае цена упала до 41,2 рубля за кубометр, а в России выросла со 143,2 до 148,9 рублей.