Posted 8 января 2022, 04:20
Published 8 января 2022, 04:20
Modified 9 декабря, 15:32
Updated 9 декабря, 15:32
На Украине есть два периода, когда деловая жизнь затихает, а улицы пустеют: с середины июля до середины сентября, а также с конца декабря и по середину января. Фраза «Давайте уже после праздников» — один из самых популярных украинских мемов. Тем более, уже несколько лет католическое Рождество на Украине также является государственным праздником и выходным днем, а потому работа в стране останавливается 23–24 декабря, и люди в большинстве своем отдыхают до 14 января. Даже угроза российского вторжения — главная тема ноября-декабря — в праздники забылась сама собой, а потом ее вытеснили события в Казахстане.
Праздничная атмосфера очень хорошо ощущалась и в Киеве, и в других городах Украины: чувствовалось, что люди устали от бесконечных ковидных ограничений, и потому в полной мере использовали достаточно теплую погоду. Результат — целые толпы гуляющих и веселящихся людей в центрах городов и в новогоднюю ночь, и на следующий день. А Львов в рождественские недели и вовсе, кажется, поставил рекорд по количеству приехавших в город туристов.
Праздновать было с чего: несмотря на все катаклизмы, доходы населения растут, зарплаты достигли максимума за все годы независимости. Цены, правда, тоже растут высокими темпами, но все же за 2021-й украинцы стали жить зажиточнее. Не в последнюю очередь благодаря очередному рекордному урожаю (более 100 млн тонн зерновых), что дает высокие поступления от экспорта продовольствия. Так что экономические последствия коронокризисного 2021-го Украина в целом преодолела.
Что необычно: украинцы, кажется, избавляются от одной из главных своих привычек — жаловаться на жизнь. Правда, они по-прежнему называют себя «чемпионами мира по нытью», но в итоговом годовом онлайн-опросе социологической группы «Рейтинг» почти 70% респондентов заявили, что в той или иной степени довольны своей жизнью. Треть жителей страны смогли реализовать в 2021 году все или большинство своих планов, еще половине удалось сделать это частично, и только 13% сказали, что им ничего не удалось.
Но даже череда новогодних праздников не смогла составить достойную конкуренцию череде политических скандалов. Главным, пожалуй, стало предъявленное 20 декабря Петру Порошенко подозрение в государственной измене. Дело касается незаконной схемы поставок угля с контролируемых сепаратистами территорий Донбасса, что по украинским законам является «поддержкой террористических организаций ЛНР и ДНР».
Правда, сделано все было довольно неуклюже: во-первых, власть дождалась, пока Порошенко уедет из страны — видимо, рассчитывая, что получив подозрение, он не станет возвращаться, и «проблема пятого президента» разрешится сама собой. Во-вторых, подозрение подписала не генеральный прокурор Ирина Венедиктова, а один из ее заместителей — Симоненко (сама Венедиктова стремительно ушла в отпуск).
В офисе президента Украины, конечно, рассчитывали, что этот ход информационно перебьет болезненные для общества темы. В результате теперь Порошенко троллит Зеленского из-за границы и обещает вернуться после праздников, мобилизовав своих сторонников внутри страны. Сложно сказать, как все выйдет на самом деле, но январь предстоит явно нескучный.
Сам же Зеленский отметился 21-минутным поздравлением в новогоднюю ночь, побив этим все рекорды подобных обращений. После чего возник скандал. Сидевшая рядом с ним за новогодним столом брюнетка оказалась военнослужащей в звании сержанта, которая, будучи сторонницей Порошенко, очутилась там не по своему желанию, а была прислана по приказу командования, в чем и призналась.
1 января — это день рождения Степана Бандеры, и украинские националисты в этот день обязательно проводят факельные шествия. Это мероприятие не привлекло бы к себе особого внимания, но на этот раз в нем было кое-что необычное. Над колонной кроме желто-голубых и красно-черных флагов было также немало бело-красно-белых стягов белорусской оппозиции. Присутствие в Киеве большого количества бежавших от репрессий белорусов действительно становится все более заметным — хотя многие из них «откочевывают» дальше, в основном в Польшу и Литву. После этого посольство Белоруссии разразилось гневной нотой, протестуя по поводу «радикализации антибелорусской позиции Украины». Правда, в посольстве не пояснили, как эта «радикализация» сочетается с растущим оборотом взаимной торговли между двумя странами.
Наконец, в конце 2021-го подводили итоги двух лет существования самостоятельной Православной церкви Украины. Лидеры ПЦУ и УПЦ (Московского патриархата) обменялись привычными колкостями в адрес друг друга. А церковные реформаторы активно обсуждали, что ПЦУ стоило бы перейти на григорианский календарь и, в частности, отмечать Рождество не 7 января, а 25 декабря.
Впрочем, рядовые верующие этих споров, кажется, даже не заметили. Каждый сходил в ту церковь, в которую считал нужным, или не пошел вовсе. Зато рождественские распродажи бурлили вовсю: в последнюю неделю 2021-го в киевских торговых центрах было не протолкнуться, а центр города намертво встал в пробках. Праздник — есть праздник, несмотря на угрожающие прогнозы и тревожные ожидания.
Кирилл Карасев, Киев