Posted 6 января 2022, 21:01

Published 6 января 2022, 21:01

Modified 30 ноября, 07:06

Updated 30 ноября, 07:06

Пора готовиться: мы все попадем в метавселенную

6 января 2022, 21:01
Главным трендом современности стало слияние физической, дополненной и виртуальной реальностей.

Становящееся все боле популярным понятие «метавселенная» появилось еще в 1992 году. Его автором стал американский писатель-фантаст Нил Стивенсон, который придумал и использовал слово «metaverse» в своем романе «Лавина». Однако долгое время оно не получало широкого распространения, оставаясь уделом любителей научной фантастики.

Все изменилось в июле 2021 года, когда Марк Цукерберг дал интервью американскому интернет-изданию The Verge, специализирующемуся на цифровых технологиях. В то время еще глава Facebook Inc. (позднее эта компания была переименована в Meta Platforms Inc.) рассказал о своих намерениях объединить (на основе собственных веб-сервисов и перспективных разработок) физическую, дополненную и виртуальную реальности. В результате этих сложных манипуляций должно возникнуть нечто новое, которое Цукерберг определил как «метавселенную». Именно после его откровений данное направление деятельности и превратилось, как считают некоторые специалисты, в главный тренд современного цифрового мира.

К примеру, вице-президент NVIDIA Ричард Керрис сказал агентству Bloomberg буквально следующее: «Вы можете не думать, что будете в метавселенной, но я обещаю, что в ближайшие пять лет все мы так или иначе будем в ней». Можно, конечно, отнестись к его словам с известной долей скепсиса, но при этом нужно учитывать, что эта американская компания активно развивает свой вариант метавселенной на базе платформы Omniverse. В довершение всего, Microsoft представил собственную версию метавселенной. В ее основу положено веб-приложение Mesh, которое позволяет при помощи дополненной и виртуальной реальностей создавать виртуальные пространства. Но, разумеется, находиться в них человек сможет исключительно в образе 3D-аватаров.

Следует, однако, заметить, что все рассуждения представителей Big Tech (транснациональных онлайн-сервисов, компьютерных и софтверных компаний) о метавселенных не только перегружены специальной терминологией, но и весьма расплывчаты. Поэтому, чтобы понять, что есть метавселенная, возможно, будет правильнее обратиться к стороннему источнику. Российский специализированный интернет-портал TAdviser дает такое определение этого нового явления: «Метавселенная (metaverse) — термин, обозначающий мир, в котором виртуальные, несуществующие в реальности объекты, сливаются с физическими вещами и событиями в рамках единой платформы или экосистемы. Концепция метавселенной тесно связана с технологиями виртуальной и дополненной реальности, а также искусственного интеллекта».

Но, как бы то ни было, сама идея метавселенной ставится под сомнение. Конечно, в первую очередь речь идет о планах главы Meta Platforms Inc. Поскольку его небезосновательно подозревают в стремлении оградить свою цифровую империю от шквала критики, который обрушился на нее в последние годы. В частности, Илон Макс назвал цукерберговскую затею «маркетинговым шумом». Примерно в том же духе высказался и Герман Греф, заявивший, что не верит в «метавселенную имени Цукерберга».

Еще дальше пошел один из создателей дополненной реальности Луи Розенберг. Он высказал мысль, что метавселенная может быть гораздо хуже социальных сетей, потому что она «способна изменить наше ощущение реальности, искажая то, как мы интерпретируем наш непосредственный повседневный опыт». А это, в свою очередь, приведет к тому, что «дополненная реальность кардинально изменит все аспекты жизни общества, и не обязательно в хорошую сторону».

Следует признать, что эти опасения вполне справедливы. Да и поводы для них появляются яркие. Например, в США женщина, которая участвовала в тестировании цукерберговской метавселенной, рассказала, что ее виртуально облапал какой-то незнакомец. Таким образом, теперь возникла новая этическая дилемма: считать ли сексуальные домогательства в виртуальном мире тем же самым, чем они являются в физической реальности? Доцент Университета штата Огайо Джесси Фокс полагает, что являются и советует Цукербергу готовиться к будущим судебным искам.

Впрочем, пора остановиться и на других социальных аспектах гипотетических метавселенных. И здесь на помощь приходит вышеупомянутый научно-фантастический роман «Лавина». В этой книге описано мрачное будущее, в котором страны находятся под властью корпораций, мафия контролирует доставку пиццы, а весь мир объединяет трехмерная виртуальная реальность. Что и говорить, перспектива не из приятных. Хуже этого может быть только одно — государство, устроенное по образцу корпорации, которое можно условно обозначить как «МетаРФ».

Между тем это пресловутое государство имеет на сей счет самые грандиозные планы. Причем очередные шаги в этом направлении были сделаны еще в ноябре минувшего года. Сначала Владимир Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Пункт 47-й этого документа, в частности, предусматривает создание в России «единого цифрового информационного пространства». И в тот же день, 8 ноября, Михаил Мишустин предписал полностью перевести россиян на «цифру» в социальной сфере.

Вполне очевидно, что такая синхронность действий двух высших руководителей ясно указывает на то, что они намерены создать в России нечто, напоминающее суверенную метавселенную. Тем более что вскоре нацлидер заявил, что защитой россиян и их виртуальных двойников в киберпространстве должно заниматься государство. И пока политологи рассуждают о том, как будет осуществляться транзит власти и кто может стать преемником, правящая верхушка, похоже, уже решила, что в будущем Россией станет править этакий безликий «виртуальный Левиафан». Впрочем, тут главное не переусердствовать, ведь существующее имитационное государство ненароком может стать в полном смысле слова виртуальной реальностью.

Роман Трунов

Подпишитесь