Posted 5 января 2022, 21:02
Published 5 января 2022, 21:02
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Хотя предварительные итоговые данные по демографической ситуации в России за 2021 год официально будут опубликованы не раньше февраля, в общих чертах обрисовать сложившуюся ситуацию можно уже сейчас.
Нет сомнений, что 2021-й войдет в новейшую историю России как год демографической катастрофы. Естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися), по всей вероятности, достигнет отметки в миллион человек или даже превысит ее. Такого в Российской Федерации не было никогда за все 30 лет ее существования — ни в «лихие девяностые», ни в несколько более упорядоченные 2000-е. Если же проследить историю до времен СССР, то окажется, что подобной убыли в нашей стране не было с момента окончания Второй мировой войны в 1945 году.
В чем причины произошедшего попытаемся сейчас выяснить, а для начала напомню, что демографическая ситуация власть волновала всегда. Солженицынские слова о «сбережении народа» Владимир Путин повторяет довольно регулярно. В последнем предновогоднем общении с представителями СМИ президент затронул эту тему в очередной раз. Однако в разговоре о проблемах в этой сфере акцент был сделан главным образом на снижении рождаемости.
В 2020-м это имело место, так же, как и в предыдущие годы, начиная с 2015-го (последний раз рождаемость в России немного увеличилась в 2014 году, однако трудно сказать, что на это повлияло — ее естественный рост или присоединение Крыма). По результатам прошлого года рождаемость, вероятно, будет лишь на 20-25 тысяч детей меньше, чем в 2020 году, когда в стране родилось около 1,436 млн человек. За 2021-й этот показатель, составит примерно 1,41 млн.
Однако на убыль населения в стране в прошлом году повлияло не столько уменьшение рождаемости, сколько скачкообразный, как во время большой войны, рост смертности. Путин на своей большой пресс-конференции 23 декабря упомянул эту проблему лишь вскользь, сказав: «увеличение смертности у нас наблюдается».
Между тем то, что творилось в прошедшем году со смертностью, иначе как катастрофой в мирное время назвать невозможно. Если в 2020 году умерло около 2,139 млн человек, то за 2021 год смертность по всей видимости будет в районе 2,450 млн, чего не было, как минимум, последние три десятка лет. Даже в разгар Второй чеченской войны по итогам 2003 года смертность в России составила 2,370 млн человек. До недавнего времени это было рекордным значением за все послевоенные (с 1945-го) годы.
В «ковидном» 2020-м смертность в России, повторим, была около 2,138 млн — тоже немало, почти на 338 тысяч больше, чем в 2019 году. И вот новый скачок избыточной смертности в относительно мирном 2021 году — более чем на 300 тысяч человек, причем это уже по сравнению с не самым благополучным предыдущим годом.
В чем причина такой высокой смертности?
Дело не только в ковиде. Просто пандемия стала индикатором, ярким свидетельством коллапса «оптимизированного» донельзя отечественного здравоохранения. Невозможно бесконечно сокращать численность медсестер и врачей в больницах и поликлиниках, постоянно увеличивая при этом нагрузку на оставшихся медиков. Люди — не машины, ломаются чаще, чем последние, болеют или, бросив любимую работу, увольняются. Оставшиеся, чтобы выжить, занимаются не столько лечением, сколько его имитацией.
Ковид не только внес большую лепту в увеличение числа смертей в России в прошлом году, он оголил все другие направления медицины. Чиновники могут сколько угодно с озабоченным видом говорить о том, что за пандемией нельзя забывать и о других заболеваниях, но не все в этом мире решается эффектным пиаром. Если боль терпеть уже невозможно, а вам нужно три недели, чтобы попасть на прием к специалисту, то как бы хорошо ни выглядело начальство на телеэкране, лечению это не поможет.
А как вам ситуация, когда женщину, которой сделали тяжелейшую полостную операцию, через пару дней выкидывают из больницы? И это ведь не бездушие врачей. Это строго прописанные новые правила содержания больных в стационарах…
А халтурно выполненные операции, когда в больницу человек приходит на своих двоих, а выписывается уже полупарализованным? Впрочем, это еще куда ни шло. Здесь люди хотя бы остались живы. А сколько человек скончались, пополнив печальную статистику из-за халтуры, формального подхода к делу врачей и медсестер? А ведь иначе многие медики работать и не могут — на другой, более человечный, подход у многих просто нет физических сил, а порой и должной квалификации…
В чем причины подобных явлений — снижение качества подготовки медиков, спешка, завал работы, элементарная усталость из-за всё той же пресловутой «оптимизации», разбираться сейчас не буду. В данном случае я лишь привожу примеры халтуры и казенного бездушия медиков. Чем они вызваны — пусть решают демиурги реформирования российского здравоохранения. И дай им бог здоровья полечиться не в клиниках на клятом Западе, а в родных российских…
Что касается прогнозов на будущее, то в наступившем году демографическая ситуация в России будет зависеть во многом от того, как станет развиваться пандемия. По обычаю, тут можно описать два основных сценария: хороший и плохой.
При оптимистичном сценарии эпидемия пойдет на спад, а значит смертность несколько сократится. Рождаемость при этом вряд ли сильно увеличится (а может, продолжит снижаться). Соответственно, естественная убыль населения при таком развитии событий в 2022 году составит, как минимум, 500-600 тысяч человек.
При негативном сценарии — если ковид не будет сбавлять оборотов — смертность в РФ может удержаться на нынешнем рекордном уровне. В этом случае естественная убыль населения в 2022 году вполне может вновь составить 900 тысяч — 1 млн человек.
Александр Желенин