Что ожидает в наступившем 2022 году российского автомобилиста? Предчувствия имеется разные: с одной стороны, многие частные автовладельцы рады отмене обязательного техосмотра. С другой — проект новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) обещает массу новых штрафов за самые разные провинности. Продолжается и сага об ОСАГО.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России ДАР:
Что касается ОСАГО, я надеюсь, что никаких кардинальных изменений не произойдет. На мой взгляд, сейчас ситуация в плане ОСАГО стабилизировалась, и колебать ее в ту или иную сторону не хотелось бы.
Нельзя сказать, что тут все идеально. И тарифы, в общем, завышены, и страховщики не спешат обязательства выполнять. Но последние нововведения — введение европейского протокола, повышение размера возмещения убытков, отмена некоторых неправильных коэффициентов (в частности — территориального коэффициента) — в целом цивилизовали этот институт.
Что касается обязательного техосмотра, то это правильное решение, его давно добивались. Это означает, что водители как сейчас отвечают за техническое состояние своих транспортных средств, так и будут за него отвечать, но с них просто будут меньше денег брать. Техосмотр был, прежде всего, средством выкачивания денег. Одновременно с этим, и «серый» оборот упадет, поскольку многие не проходили техосмотр, а карту за взятки получали.
Что касается ужесточения наказаний за нарушения ПДД — это перманентный процесс, и тут можно ожидать всяких фокусов. Другое дело, что повышать уже особо некуда. Размеры штрафов сейчас достаточно высокие за самые разные нарушения. А уровень доходов у людей не растет. И так уже многие люди штрафы не платят по финансовой неспособности. Не думаю, что тут что-то радикально изменится, но точечно попробуют где-то что-то увеличивать и ужесточать.
Год будет непростым для автомобилистов. По всем направлениям расходы на содержание автомобиля будут расти. Продолжится рост цен на топливо — это несомненно для меня, это фактор абсолютно непрерывный. Много лет цены ползут вверх, и не одна психологическая отметка перейдена.
Понятно, что продолжаются поборы и местных властей: платные парковки, их зона все больше расширяется во всех крупных городах, растут тарифы. Видимо, поднимутся цены на проезд по платным дорогам — есть такая тенденция. Ну, и понятно, что будут, так или иначе, расти цены на сами автомобили, и на их ремонт и обслуживание. Так что легкой жизни в новом году у автомобилистов не будет — а многие проблемы перейдут и на следующий год, и еще усугубятся.
Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»:
По техосмотру: очевидно, он становится добровольным. Что касается ОСАГО, думаю, нас ждет реформа, связанная с дальнейшей индивидуализацией этого страхования. Не только тарифный коридор, но и коридор из «опций»: люди смогут настраивать ОСАГО под себя. Будет, скорее всего, какое-то минимальное базовое ОСАГО — и возможность его дополнительно «настроить» под свои нужды. Это будет добровольный выбор. Хочешь — покупай базовое ОСАГО, но тогда тебе выплатят твои 400 тысяч — и, если ты в «Майбах» въехал, извини — все, что сверху, плати из своего кармана. А если ты хочешь какого-то расширенного покрытия…
Штрафы же у нас в стране и так высокие. Если брать «в часах работы», то 500 рублей — это два часа работы, исходя из «медианной» зарплаты в стране. Штрафы должны быть адекватны для большинства. Как с жирующим меньшинством разбираться — это уже дело десятое. В Европе штрафы в часах работы примерно такие же, может быть, чуть побольше, чем в РФ. Возможно, появится штраф за опасное вождение — это новинка. Но все это — новый КоАП — не факт, что его в будущем году примут, он еще только проходит согласование.
Вячеслав Лысаков, руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»:
Неуемное желание страховых компаний собрать как можно больше денег, а отдать как можно меньше — не изменится и в новом году. Это продолжается на протяжении всего времени существования ОСАГО. Хотя это был социальный проект — не коммерческий проект, не бизнес-проект, как его воспринимают страховые компании! Этот социальный проект был направлен на создание таких условий, когда водителю выгодно быть законопослушным с точки зрения, в том числе, финансовой.
К сожалению, эта схема в РФ не работает: так называемый бонус малус, который в разных странах позволяет тем, кто не попадал в аварию в течение года, надеяться на значительное снижение стоимости полиса — на 10% и более — у нас практически не работает. Образно говоря, если у тебя не было ни одного ДТП — вот тебе три копейки, ни в чем себе не отказывай.
Что касается техосмотра: Госдума все-таки решила его как таковой отменить для физлиц. Что касается перевозчиков, включая таксистов — у них все технические осмотры дважды в год, и ежедневные осмотры перед выходом на линию остаются, как и медосмотр. Частному же владельцу при желании можно проходить техосмотр добровольно, но как это будет выглядеть на практике — ну, новый год нам и покажет. Подрастут ли эти услуги по стоимости? Причем, есть ведь и еще одна пострадавшая сторона: это те предприниматели, кто вложил деньги в покупку оборудования и оснащение бизнеса по техосмотру. Их никоим образом не предупредили — просто выбросили с рынка, и что хочешь, то и делай — и с кредитами, и с помещениями, и с аппаратурой.
Ну, а что до новых штрафов: больше было по этому поводу шума, просто от незнания. Была масса публикаций о новом КоАП, но практически никто из авторов не понимает одной простой вещи: новая редакция КоАП, во-первых, очень давно готовится правительством и должна была быть внесена два года назад. Однако я, как экс-парламентарий, должен заметить, что исходный вариант текста был настолько сырой и, я бы сказал, непотребный — вплоть до ошибок орфографических, синтаксических, смысловых и т. д. Ничего не было сбалансировано: просто слепили вместе разные куски, которые готовились разными рабочими группами. Никуда не годный был текст, его просто стыдно было вывешивать в свое время на рассмотрение.
С тех пор Минюст напряженно работал над новой редакцией КоАП. Но это же не только автомобилистов касается. Для автомобилистов там 12-я глава, которая в новой редакции будет 21-й, но это неважно. Кодекс — это документ на 600 страниц текста, который охватывает все стороны нашей жизни, бизнеса и т. д. Никто не будет принимать отдельно водительскую главу — а Дума будет рассматривать документ целиком.
Он еще не внесен! А многие уже пишут, мол, с января-февраля вводятся такие-то штрафы. Ничего подобного. По моему прогнозу, 50% за то, что документ будет принят, и по нему продолжится работа, а 50% — за то, что он будет отклонен. Как и предыдущий его вариант, который готовился в 6-м созыве Госдумы, рабочей группой во главе с Владимиром Плигиным, председателем нашего комитета — и был в 7-м созыве отклонен комитетом Павла Крашенинникова. Тут очень многое зависит от позиции самого Павла Владимировича, а он назвал нынешний текст не соответствующим президентским установкам. Там действительно было много жестких мер, которые Минюст сейчас снял, в том числе, штрафы на незначительное превышение скорости.
А вот чем хотелось бы немного похвастаться. Я, как автор 50%-ной скидки на штрафы для водителей, свидетельствую — эти поправки работают. Как это работает и в Европе, и мы разгружаем государственный и судебный аппарат. Еще 10 лет назад государство тратило из бюджета 500 рублей, чтобы взыскать штраф в сто рублей!
Так вот, в новом тексте КоАП — с чем правительство Медведева никак не соглашалось, а новое правительство, наконец, поняло — 50%-ная скидка на штрафы распространяется на все главы кодекса и на всех физических и юридических лиц. За повторное или грубое нарушение скидки нет, а во всех остальных случаях дисконт работает. На 12-й главе мы это обкатали как пилотный проект.
Нет уверенности, что новая редакция будет принята. Но даже если будет — ко второму чтению такой документ подготовить, это гигантская юридическая работа, которая не один год займет. Мы договаривались и с МВД, и с правительством, чтобы они 12-ю главу не трогали: за 10 лет работы мы ее в божеский вид привели.
Леонид Смирнов