Posted 2 января 2022, 11:23
Published 2 января 2022, 11:23
Modified 30 ноября, 07:05
Updated 30 ноября, 07:05
После победы Азербайджана во второй карабахской войне прошло чуть более года, и на протяжении почти всего 2021-го ощущение того, что Южный Кавказ сбрасывает с себя непочетный статус горячей точки, не было. Оно появилось лишь на излете минувшего года, в течение которого Армения и Азербайджан выходили, по мере своих несопоставимых возможностей, из тяжелой войны с ее человеческими потерями, разрушенными территориями, беженцами, «ранами», нанесенными экономике, спорами по вопросам делимитации и демаркации границы, прокладке транспортных коридоров и т. д. Периодически в приграничных районах была слышна стрельба, и каждая из сторон традиционно обвиняла другую в том, что она «начала первой».
Но страсти к концу года как будто улеглись, и стало создаваться впечатление, что начать новую жизнь, сформировать, наконец, устойчивую систему безопасности в регионе, наладить взаимовыгодное транспортное сообщение близкие соседи все же смогут, хотя на это потребуются не только время, но и твердая политическая воля.
Переговоры по открытию дорог — автомобильных и железнодорожных — еще не завершены, но, как сказал премьер-министр РА Никол Пашинян, «появилась возможность достичь договоренности с Азербайджаном» на этот счет. Кроме того, Ереван передал Баку планы заминированных территорий в Карабахе, стороны обмениваются пленными.
То, что позитивные сдвиги в отношениях между Арменией и Азербайджаном все-таки есть, подтверждает Турция своим намерением запустить чартерное авиасообщение с РА и назначить спецпредставителей для нормализации отношений между Ереваном и Анкарой. Этого бы не случилось без начала нормализации армяно-азербайджанских отношений: Анкара занимает очень твердую позицию на этот счет. Напомним, что между Арменией и Турцией дипломатических отношений нет, межгосударственная граница закрыта с 1993 года.
Но, как отметил премьер-министр РА Никол Пашинян, «В Армении существует весьма эмоциональный подход к этому вопросу», то есть восстановлению отношений с Турцией. Также, по его информации, в повестке остается вопрос международного признания Геноцида армян в Османской империи: премьер считает, что оно послужит «укреплению системы гарантий безопасности Армении».
Вместе с тем он выразил готовность своей страны к переговорам по подписанию мирного соглашения с Азербайджаном с целью «установления всеобъемлющего мира».
Следует отметить, что в прекращении второй карабахской войны, в вопросах разблокирования транспортных коммуникаций, раздела границы и других мирных инициатив решающую роль сыграла Россия, и эта ее «миссия» продолжается по сей день: Москва, похоже, настроена работать в соответствующем направлении до победного конца. В Ереване ее ругают почем зря (хотя собираются поставить памятник армяно-российской дружбе) и открыто обвиняют в «лоббировании интересов Баку». Но на поверку выходит, что от «российской любви к Азербайджану» в проигрыше Армения не осталась. И сейчас ей надо быстро отсечь все «хвосты», тянущиеся с прошлого года, мешающие налаживанию отношений с Азербайджаном и установлению прочного мира.
Как жила Армения весь 2021-й? Финансово — скудно, морально — тяжело, политически — крайне нестабильно. Оппозиция не оставляла попыток отстранить Пашиняна от власти, однако ей это не удалось: думается, потому, что в заданной ситуации его кандидатура в качестве главы государства, несмотря на массу недостатков, все же устраивает Москву и Баку как сравнительно надежная в вопросе хоть и не мгновенного, но все же выполнения условий трехстороннего мирного заявления, подписанного лидерами России, Армении и Азербайджана 10 ноября 2020 года.
В принципе, ситуация в Армении — как политическая, так и экономическая — после войны могла быть и хуже. Между тем республика, так или иначе, сумела адаптироваться к поствоенным реалиям, отягощенным пандемией коронавируса, и, по данным из различных источников, ВВП Армении за прошлый год покажет рост в размере 4 — 4,5%, хотя докризисного периода (2019-й) этот показатель не достигнет. Инфляция же составила 8%. По прогнозам, в наступившем году она не должна превысить 5%. По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), размер госдолга Армении в 2022-м несколько снизится и составит 60% от ВВП. Также в текущем году Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост ВВП республики в пределах 5,25%, хотя правительство рассчитывает на вряд ли реалистичные 7%.
В прошлом году, несмотря на поствоенную обстановку, Армению посетили около 900 тыс. туристов, в то время как турпоток в докризисный 2019-й достиг 2 млн. Имея в виду то, что Армения не является традиционным туристическим направлением, показатель, даже прошлогодний, не так уж плох, и достигнут он был благодаря предпринятым властями республики маркетинговым усилиям. В основном в РА едут из России, Ирана и Грузии.
Говоря о России, являющейся ведущим торговым партнером Армении и ее инвестором. Надо думать, что именно за счет РФ республика, так или иначе, «выгребает» из сложной ситуации, отягощенной транспортной полублокадой. Россия покупает у Армении сельскохозяйственную продукцию, товары легкой промышленности, наращивая, в свою очередь, поставки ей транспортных средств, промышленного оборудования и т. д. И главное — не оставляет своего «стратегического партнера» без природного газа, стоимость которого в этом году для него не возрастет.
Что же касается инвестиционного сотрудничества, по данным вице-премьера правительства РФ Алексея Оверчука, общий объем накопленных российских инвестиций в Армению составляет почти 40% от общего пакета иностранных инвестиций в экономику республики. В ней в настоящее время работают более 40 крупных российских компаний. Для сравнения: в Азербайджане их 1100.
Азербайджан, свободный, в отличие от Армении, от серьезных внутриполитических брожений, легче, чем соседняя республика, выходит из поствоенной ситуации. Разумеется, это можно списать на «статус победителя» и наличие нефтегазовых долларов, то есть на финансовую состоятельность страны. Но не будем забывать о том, что на фоне падения цен на нефть, пандемии Баку вернул оккупированные армянами территории в полностью разоренном состоянии и немедленно самостоятельно приступил к их восстановлению.
Примечательно, что Карабах стал притягательным для бизнеса, в том числе иностранного. По данным министра экономики АР Микаила Джаббарова, Азербайджан получил 921 запрос на участие в восстановительных работах на освобожденных территориях: на них, сказал он, реализуются крупномасштабные проекты на основе «умных технологий».
Министр также отметил, что после освобождения территорий в регионе сложилась новая геоэкономическая реальность. Так, если раньше в Азербайджан в основном инвестировали западные страны, сейчас, под влиянием пандемии коронавируса, прослеживается тенденция замены глобализации регионализацией, что «является четким сигналом к росту значения Азербайджана в этом регионе».
Об инвестициях. За последние 10 лет объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Азербайджана составил $57 миллиардов. Если говорить о прошлом годе, инвестиции в не нефтяной сектор за девять месяцев (более свежих данных пока нет) возросли, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, на 16,5% и составили 579,3 млн в валюте США. В целом же объем ПИИ в экономику республики за рассматриваемый период увеличился на 8%, составив $3,6 млрд. При этом 83,5% прямых иностранных инвестиций вложено в нефтегазовый сектор.
Что касается роста ВВП в прошлом году (данные за 11 месяцев), он составил 5,3% в реальном выражении. По информации министерства экономики АР, а нынешнем году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9%, а рост не нефтяного ВВП составит 5%. А вот среднегодовая инфляция — 6,2% в прошлом году, в этом, скорее всего, будет расти.
Словом, 2021-й выдался сложным для обеих стран, что понятно. С разным успехом (преимущество на стороне Азербайджана), они, так или иначе, выходят из поствоенной ситуации, закладывая (опять же на разных уровнях) фундамент для создания устойчивой системы безопасности в регионе.
Впереди — реализация транспортно-логистических проектов. Азербайджан ориентирован, в том числе, на открытие Зангезурского коридора для соединения своей основной части с Нахичеванью, и далее в направлении Турции, Ирана, России, других стран. Коридор фактически станет связующим звеном между Европой и Азией, расширит транспортную интеграцию на Южном Кавказе и, соответственно, будет способствовать притоку в него дополнительных финансовых средств.
Известно, что «деньги любят тишину, а большие деньги — тишину гробовую». Возможно, прошлый год стал началом — правда, весьма шумным — для наступления хотя бы относительной тишины на Южном Кавказе и начала им новой жизни.
Ирина Джорбенадзе