Posted 24 декабря 2021, 13:56
Published 24 декабря 2021, 13:56
Modified 30 марта 2024, 08:22
Updated 30 марта 2024, 08:22
Однажды, когда в нашей школе все «продвинутые» пацаны начали материться, покуривать и одинаково стричься, я тоже пришел в парикмахерскую и попросил меня подстричь «под Катюшу» (в тренде была такая дурацкая прическа с короткой челкой и подбритыми висками). А парикмахером был молодой парень — ветеран Афгана с длинными волосами и протезом вместо одной ноги. Рассказывали, что до армии он был такой нормальный чувак, как все, хотел в ВДВ и потом в школу милиции, а, когда вернулся, «захипповал», увлекся восточной философией и пошел в парикмахеры.
Я у него уже не первый раз стригся и каждый раз он рассказывал что-нибудь ужасно интересное и не совсем понятное. А еще он немного заикался, а потому говорил медленно, что придавало его словам какой-то особенный вес. И вообще производил впечатление очень необычного, но самодостаточного человека.
— Тебе т…тоже нравится «п. под Катюшу»? — удивился он.
— На самом деле не очень, но сейчас же все так стригутся, надо соответствовать, — почему-то виновато улыбнулся я.
— А у т…тебя что, нет сам.самостоят.тельного с…существования?
Я не понял и снова неловко улыбнулся. Парень на секунду закрыл глаза, вдохнул, открыл глаза и повторил, на этот раз уже не заикаясь:
— У тебя нет самостоятельного существования?
Я сразу и навсегда влюбился в эту формулировку. Этот вопрос повлиял на всю мою дальнейшую жизнь в целом и карьеру, в частности. Конечно, помнил и знаменитое ленинское «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Случились времена, когда «самостоятельное существование» оказалось обществом востребовано, потом наступили другие. Но, вне зависимости от времен я никогда не жалел о своем выборе. В смысле, что не стал «под Катюшу» стричься и далее в том же духе.
Сегодня я почитал и даже немного посмотрел пресс-конференцию «национального лидера», услышал в очередной раз все эти «а у них тоже пытают», «а ваше НАТО на наших границах» и кое-что сформулировал.
Ни у него, ни у тех, кто его окружает, ни у тех, кто эту компанию обслуживает, нет самостоятельного существования. Все они с детства боялись оказаться «не в тренде», боялись, что их не примут, не оценят, не похвалят. Они с детства несвободны и зависимы. А, поскольку страх превращается в программу, определяет поведение и однажды неизбежно материализуется, то в итоги они и получили то, чего боялись — оказались изгоями. Да, с властью, с ракетами, с деньгами, но все равно изгоями. Инфантильными в своих обидчивости, раздражительности, мстительности, а потому опасными — но все равно невостребованными и никому не нужными, кроме тех, кто от них зависит. И, что самое для них печальное — они оказались неспособными быть самодостаточными и глубоко несчастливы в своем положении. История знает примеры счастливых изгоев, но эти не из таких.
Они очень хотели на Запад и с Западом, подражали ему во всем, но Запад их отверг (правильно, неправильно — другая тема), и с тех пор вся их жизнь — проявление новой формы все той же зависимости и один сплошной невроз.
Тибетцы говорят: «Не думай о будущих жизнях, следи за своими мыслями сейчас, не заботься о прошлых жизнях, позаботься о своем нынешнем теле!» Сегодняшние «хозяева» России и их обслуга ментально живут где угодно (Америка, Европа, Украина), но не в России, и очередное «явление Христа народу» еще раз блестяще это показало. Они живут не в здесь и сейчас, решая задачи, кайфуя от процесса, развивая страну и развиваясь сами, а исключительно в прошлом и будущем, причем и там, и там — все в том же невротическом состоянии. В страхе потерять опору в прошлом и не обрести безопасное будущее они парализованы в настоящем — возможно, поэтому вопрос про QR-коды никто на этом очередном спектакле не задал.
Так и живут — «стриженные под Катюшу», «покуривая», «матерясь» и надеясь на то, что однажды и остальные подсядут на этот «тренд» и начнут жить так же. Что они сумеют навязать свой образ жизни тем, к кому так долго всеми правдами и неправдами стремились в «равноправные партнеры». Плохая для них новость в том, что нет, не смогут — потому что у них с детства нет того самого самостоятельного существования. У Зимина — было и останется даже после смерти, а у них — не было и уже не будет.
Станислав Кучер, журналист