Ответом на «предложения» российского МИДа Соединенным Штатам и НАТО срочно начать переговоры о «гарантиях безопасности» России, содержащих требования не принимать в состав Североатлантического альянса Украину и Грузию, а также не проводить никакой военной деятельности на территории ряда государств, уже являющихся его членами, стало приведение 40-тысячных сил быстрого реагирования Альянса в повышенную боевую готовность.
Помимо этого, стало известно об увеличении поставок американских мобильных противотанковых ракетных комплексов Javelin Литве и о готовности этой страны, а также Латвии и Эстонии «в случае необходимости … оказать Украине очень быструю поддержку, как военную, так и невоенную». Такое заявление на встрече министров обороны трех прибалтийских государств, прошедшей во вторник в Каунасе, сделал глава оборонного ведомства Литовской республики Арвидас Анушаускас.
О том, что означают все эти шаги, обозреватель «Росбалта» поговорил с военным экспертом Павлом Фельгенгауэром.
— Как вы оцениваете информацию о приведении сил быстрого реагирования НАТО в повышенную боевую готовность?
— Эта группировка пока не развертывается. Они просто объявили, что повышают ее боеготовность. В НАТО есть план мобилизации и выдвижения таких сил на случай проблем на восточном или каком-либо другом фланге. Там есть разные подразделения, находящиеся на различном уровне готовности к развертыванию. 2-3 тысячи человек постоянно находятся в высшей степени готовности. То есть могут выдвинуться в течение 48 часов после получения приказа. Постоянно поддерживать такую высокую готовность накладно, поэтому подобные части регулярно меняются. Есть другие армейские подразделения, которые способны выдвигаться туда, куда им прикажут в течение нескольких дней, скажем, недели.
Сейчас в НАТО проверяется готовность довольно большого числа военных частей. У американцев, например, в высшей степени боевой готовности постоянно находятся две дивизии — воздушно-десантная и воздушно-штурмовая. Есть части, которые находятся в трехдневной готовности или более. Однако никаких приказов на выдвижение куда-то в НАТО пока не поступало.
— А как вы прокомментируете сообщения о намерении трех прибалтийских стран — Литвы, Латвии и Эстонии — развивать совместную оборону? В частности, об увеличении закупок Вильнюсом американских переносных противотанковых ракетных комплексов Javelin?
— У этих трех государств уже есть «джавелины» и их аналоги — израильские противотанковые ракетные комплексы Spike. Так что сейчас речь идет о довооружении. Сегодня они увеличивают свои противотанковые возможности. В принципе, и «спайками», и «джавелинами» можно также сбивать и вертолеты.
— То есть речь идет в основном о противотанковых ракетах?
— Да, конечно. Противовоздушную оборону в Прибалтике обеспечивают другие союзники по НАТО. Если начнутся (серьезные) передвижения войск, то у них есть план: 30+30+30. Это означает, что 30 батальонов, 30 боевых кораблей и 30 эскадрилий должны выдвинуться на восточный фланг Североатлантического альянса за 30 дней. Но пока, повторю, речь идет лишь о повышении боевой готовности.
— Последние дни, как говорилось раньше, международная обстановка накалилась…
— Поглядим. Вот министр иностранных дел РФ Сергей Лавров говорит сейчас о намеченных переговорах. Однако для зимней военной кампании (против Украины) условия уже сложились, все подмерзло. Пока серьезных передвижений войск нет. Но есть неприятная новость — Южный военный округ РФ всерьез готовится к зимней кампании. Начальство округа отправляет военнослужащих в полевые лагеря. Это в мороз, в декабре, под Новый год… Там они, по официальному сообщению пресс-службы Южного округа, создают тактические батальонные группы. Зимой, в полевых лагерях, в палатках — это, вообще-то, у нас не очень принято. Похоже на то, что вывели людей в поле для акклиматизации на случай зимней военной кампании. Но, может, обойдется без нее.
Беседовал Александр Желенин